кольца

Сокровища из Пфорцхайма

Единственный в мире музей, целиком посвященный ювелирным изделиям находится в Германии — это музей Schmuckmuseum, в переводе — Музей ювелирных изделий в Пфорцхайме. Ювелирная традиция в Пфорцхайме восходит к 1767 году, когда великий князь Баденский Карл Фридрих благословил ювелирное и часовое дело. Основу коллекции составляют экспонаты, собранные в XIX веке.

Сегодня коллекция музея содержит тысячи исторических и современных предметов из греческой, этрусской и римской античности; эпохи Возрождения и барокко; модерна, известного в Германии как югендстиль. Самые ранние произведения в коллекции Пфорцхайма датируются второй половиной третьего тысячелетия до нашей эры; последние были созданы в 2004 году. Кроме того, в музее хранятся почти 1200 колец из древней Персии, Малой Азии, Египта, Греции, Рима и всех периодов европейской истории до настоящего времени. Также в Schmuckmuseum есть драгоценная коллекция, состоящая из браслетов, карманных часов и часов, которые носят как декоративные аксессуары; например, как подвески или в кольцах. Существует также прекрасная коллекция этнографических украшений, собранная коллекционерами из Пфорцгейма Евой и Питером Херионом на протяжении более 30 лет; Коллекция Гериона выставлена ​​в музее как полупостоянная экспозиция.

Золотой змеиный  браслет с гранатом, греко-эллинистический период, 3 - 2 вв до н.э.

Collapse )
promo world_jewellery april 6, 2015 01:45 67
Buy for 20 tokens
Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень - попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата…
кольца

Коренная москвичка

Я как-то рассуждала о том, кого можно называть коренными москвичами здесь. вспоминая вятичей Юмор в том, что девушку на герасимовской реконструкции, сделанной им для Государственного исторического музея, я хорошо знаю - меня поразило сходство, выглядит как ее портрет) Реконструированная вятичка - из ближайшего подмосковья. Схранились старые вятические курганы и на территории Москвы - в парке Царицыно, например.

А похожая девушка справа - родилась и выросла в Петербурге, и сейчас здесь живет. Сходство еще большее, чем на фотографии, на самом деле) просто не нашла фотографии в том же ракурсе)) Похожая  девушка, наверное, могла быть и среди тех славян,




Collapse )
кольца

Украшения настоящего индейца

Мы иногда даже не подозреваем, какие мелочи, символы, украшения и детали могли иметь ключевое значение в традиционном костюме. Например, цвет перьев. В символике головного убора - а этот предмет особенно отражает общественную иерархию (в современном мире символ верховной власти - корона). Так вот, перья для головного убора и костюма имели определенный, "читаемый" смысл. В Папуа-Новой Гвинее, например, головных уборов было много для разных случаев, они символизировали одержанные победы в боях над врагом. Для них использовались перья райских птиц а создание пернатых головных уборов требовало большого мастерства.

В Новой Зеландии у народа маори перья символизировали власть. Особенно ценились перья ныне вымершей птицы гуйи - они имели белые кончики и символизировали власть над остальными вождями, которые носили однотонные перья. Перья гуйи могли носить только члены семь главного вохдя, из них делали также накидки, а в состав украшений входили изделия из нефрита. С этой точки зрения интересно сравнить фотографию индейского вождя с перьями "наоборот" в традиционном костюме и женщиной маори из семьи вождя.



Женщина маори с традиционной татуировкой на подбородке, свидетельствующей о ее высоком положении,  фото XIX в. На ней украшения хей-тики из нефрита, писала о них здесь и  перья гуйи



Фото отсюда
Collapse )
кольца

Сокровища корейских курганов в Кёнжу) И немного о гогоках

Перед поездкой в Корею как раз увлеклась Золотой кладовой в Эрмитаже, после сокровищ из скифских курганов курганы в Кёнжу производят неожиданное впечатление. Во-первых их много сохранилось в одном месте, среди них «царские» - в которых обнаружено много погребального инвентаря, в том числе золота. Во-вторых, что особенно впечатлило, - один из курганов музеефицирован — это Чонмачонг (Cheonmachong) — гробница небесного коня, раскопанная в 1973 году, относится к V или VI веку. В-третьих - курганы не были разграблены.

Погребальная камера обшита деревом и напоминает пазырыкские (скифо-иранские). Название получила от найденного в гробнице изображения белого коня (также изображения всадников и феникса). Cheonma — корейский летающий конь, изображен с 8 ногами, крыльями на ногах и развевающейся гривой. Как известно, много ног рисовали, когда изображали бегущее животное) Сохранились также золотая корона (национальное сокровище № 188 и золотой пояс (национальное сокровище №  190) короля, украшенные  гогок (магатамами),  бусинами в виде запятых. Вместе с королем был погребен конь в богатом убранстве.







Collapse )
кольца

Саломея, танец семи покрывал и магия соблазнения

В поисках 8-конечных символов (писала здесь) я обнаружила фото татуировки, в которой была использована гравюра с изображением девушки с блюдом с отрубленной головой. На шее у героини видны украшения, близкие к тем, которые можно увидеть на картинах из мастерской Кранаха, изображавшие Саломею или Юдифь - цепи, чокеры и подвески, На татуировке красуется подвеска в виде 8-конечной звезды, которая придает изображению не совсем средневековый и совсем не христианский смысл, источник пока не нашла). Может быть, это вообще шутка татуировщика) Однако интереснее историческая трансформация образа  Напомню, кто это (мало ли).

Саломея, внучка Ирода Великого, дочь Иродиады и Ирода  Боэта, вошла в историю, как танцовщица, которая произвела своим танцем такое впечатление  на Ирода Антипу своего отчима, что добилась казни Иоанна Крестителя. Была ли Саломея историческим лицом так до конца и не выяснили, но предположено, что на момент описываемых событий ей было лет 15, возможно меньше. Сохранились руины дворца, в котором разворачивались события. Дворец находился в неприступной крепости на горе Махерон, сейчас это одна из достопримечательностей Иордании. Предположительно определено помещение, в котором проходил пир Ирода Антипы (праздновал день рождения), где она и танцевала. Также археологи нашли пещеру, которая служила подземельем дворца и тюрьмой, в которой в заключении находился Иоанн Креститель. Подробнее обо всей этой истории почитать можно у Иосифа Флавия, а о библейской археологии, например, в книге А.А. Опарина «Судьи, приговорившие себя. Археология Нового Завета» здесь




Collapse )
кольца

Этрусский демон Хару с бусиной

Ритуальный сосуд в виде демона смерти Хару экспонировался в Мюнхене на выставке этрусских древностей в 2017 г. Демон обращает. на себя внимание не только тоннелями в ушах, но и кольцом в носу, к которому прикреплена бусина. Изображался Хару в виде крылатого существа с крючкообразным носом и острыми ушами, в руке держал молот на длинной рукояти - символ смерти, эквивалент косы. Нос у него похож на клюв хищной птицы, что не случайно - у этруссков хищные птицы символизировали смерть.

Демона Хару сравнивают с греческим Хароном. Но если Харон к тому времени, когда о нем узнала мировая общественность. стал перевозчиком через реку Стикс, то есть проводником в мир мертвых, то Хару имел несколько иные полномочия и, что, что, наверное, совсем ужасно, -  выглядит на редкость современно и узнаваемо, как персонаж из молодежной культуры.. Хару - не проводник, а устрашающий и карающий демон. Но еще нтереснее сравнить этот выразительный, хотя и демонический портрет  с парочкой милых птичек, отнюдь не хищных (ниже под катом) Если даже все эти существа - посредники одного порядка между двумя мирами , очевидно, что это по-разному интерпретированные символы и они по-разному эволюционировали в разных культурах.




Collapse )
кольца

8-конечные символы в мировой культуре

Гу­нель­ве, звез­да Анд, ки­зи­ли, то­лэ­зе, аусек­лис, Виф­ле­ем­ская звез­да, цветок Фойе, жұлдызша, та­нас­лах сал­та­ре… и мно­гие дру­гие име­на носит один из са­мых за­мет­ных сим­во­лов че­ло­ве­че­ст­ва — 8 ко­неч­ная звез­да. Её мож­но встре­тить у со­вер­шен­но непо­хо­жих в куль­тур­ном плане на­родов на всех кон­ти­нен­тах Зем­ли: в Ев­ра­зии, Се­вер­ной и Юж­ной Аме­ри­ке, Аф­ри­ке, Ав­ст­ра­лии и Океа­нии.

Новый этап в изучении этого, одного из самых интересных символов, демонстрирует статья Е.Багрина и А.Карпаевой «Восьмиконечная звезда как символ интеркультурной коммуникации». Чаще всего начало его связывают с Месопотамией, но также в настоящее время много обсуждается совпадение этого символа с аналогичным, распространенным в доколумбовых цивилизациях Америки. В исследовании Е.Багрина и А.Карпаевой, показан убедительно возможный вариант распространения 8-конечной звезды  по миру из неолита Китая.  Ниже большой текст и ссылка на статью. Уверена, что это исследование многим будет интересно)


Фото и о базилике Нотр-Дам-де-Фурфьер в Лионе  здесь

Collapse )
кольца

Что наша жизнь? Игра!

Чайковский вернулся из-за границы в Петербург после долгого отсутствия 10 октября 1893 (по старому стилю) и поселился на Малой Морской, 13, кв.21 в съемной квартире брата Модеста. По странному совпадению - напротив дома Голицыной, известного как Дрм Пиковой домы, который также находился на углу Малой Морской и Гороховой.  Внук Голициной и рассказал Пушкину ее историю. Через 15  дней Чайковский умер. 25 октября / 6 ноября 1893 г.  в возрасте 53 лет. Причиной считается, что в ресторане Лейнера (бывшей кондитерской Вольфа и Беранже, последнем петербургском адресе Пушкина) он выпил стакан сырой  воды, на следующее утро у него диагностировали холеру. Ооочень много споров о загадке смерти Чайковского, но недавно я услышала самое интересное объяснение,-  что это была месть Пиковой дамы.. В этой истории вообще чувствуется какая-то мистификация. Пиковая дама запретила выдавать ее тайну под страхом смерти, а Пушкин с Чайковским не просто рассказали, но и прославили сюжет на весь мир.

В Махабхарате есть несколько сюжетов об игре)  Один из героев - Шакуни, натуральный шулер, имел магические кости, сделанные из бедренных костей его умершего отца) Отец с того света ему, таким образом помогал всегда выигрывать)  Шакуни выиграл для любимого племянника Дурьоданы царство Пандавов. Более того, Шакуни вовлек братьев Пандавов в такой азарт, что они проиграли ему даже свою жену Драупади, она должна была публично раздеться , что было ужасным позором) когда начали разматывать сари, боги сжалились и сделали ее сари бесконечным) Так что игромания тоже не сегодня появилась) А вместе с тем и философская мысль о том, что судьба играет человеком)

Игра была частью жизни человека с самого начала, известно, что это свойство присуще животному миру.  Многим в этой связи сразу приходит на ум ацтекская игра в мяч тлачтли, когда проигравшую команду приносили в жертву, в современном варианте это игра улама или пок-та-пок, распространенная по всем Америкам. Ритуальных спортивных игр известно много) но игра в кости не менее древняя - что это, игра с судьбой?

Самые крутые книги XX века написаны об игре. Но я сейчас не о них)) С некоторых пор я мало книг добавляю на полки, у меня коллапс какой-то с хранением книг, тем более, что много книг легко и быстро можно найти в интернете) Поэтому я собираю что-то типа коллекции из  людей-книг в виде видео, в которых авторы о своей теме рассказывают увлекательно) Часто это лекции) Вот сейчас ставлю на полочку Александра Филоненко и Александра Пустовита) Но начну с классика)



Collapse )
кольца

Буддийские четки

Бусы в древности имели особый смысл и значение, который можно попытаться реконструировать, используя современные представлениях о четках - по сути бусам, но культового назначения. Четки, как и бусы, обычно представляют собой нанизанные на нитку бусины)


Вспоминается ахматовский образ:

На шее мелких чёток ряд,
В широкой муфте руки прячу,
Глаза рассеянно глядят

И больше никогда не плачут...

На самом деле разновидностей четок очень много. Сегодня смотрела фильм  "Маленький Будда" Бертолуччи. Один специалист-религиовед как-то сказал мне, что у него к фильму претензмй нет)) Стала смотреть и тут же вспомнила, что фильм  видела, но не узнала Киану Ривза, который играет Сиддхартку (Будду))) Сегодня хочется продолжить буддистскую тему. Буддийские чётки, мала (санскрит), тренгва (тибет) — гирлянда. Культовый предмет, представляющий собой нанизанные на нитку бусины, завязанные в кольцо, часто с допоненительной бусиной и хвостом из нитей для подсчета мантр, ритуалов, поклонов. Кодируют философские и практические знания буддийского учения. Традиционное количество бусин 108 (с разделителями после 36 и 72 бусин), или делителями этого числа — 54, 36, 27, 18б 21. 18 бусин — в честь архатов, учеников Будды, 21 — в честь 21 формы богини Тары, 32 – достоинств или признаков Будды. Материал, из которого делают четки также имеет значение. Можжевельник отпугивает злых духов, также как коралл и лаурит....




Collapse )
кольца

Пещера Шове - храмовое искусство?

Пещера Шове с древнейшими наскальными рисунками на юге Франции открыта относительно недавно - в 1994 году. Ее особенность в том, что она на многие тысячи лет была "запечатана",  как консервная банка - вход был завален и в нее никто со времен древних людей не заходил. В 2015 г. сделана копия пещеры, открытая для туристов. Рисункам более 30 тыс лет. Пересказывать все про пещеру смысла нет - она уникальна и по ней очень много информации, лучше посмотреть фильм) если есть интерес к истории искусства и религии, духовности)

Глядя на изображения пещер с наскальными рисунками, особенно из Альтамиры, у меня давно сложилось убеждение,  что их можно рассматривать как начало храмового искусства. Может быть, кто-то из ученых это уже написал, но я не знаю, поэтому излагаю, как мне это с утра в голову пришло) Древний человек еще не может возводить большие постройки (а когда начал возводить, то первыми стал строить храмы), - но может придать смысл природному помещению, исправить или дополнить) Пространство  оформлено древними дизайнерами для каких-то определенных целей, распределено на зоны, один из сталактитов оформлен как символическая статуя, где-то алтарь с черепом пещерного медведя и следами ног ребенка рядом, где-то след от кострища, где-то следы от факелов) В этом ощущается некий замысел, театральность и конкретный заказ художнику) То есть здесь был и свой Папа Римский и свой Леонардо

Куда обращают взор, обращаясь к богам? К небесам. Вообще первое, что обнаружили первые люди на Земле,  это реальные боги - Солнце, Луна и вообще космос.  То, что от Солнца зависит жизнь, по идее - одно из первых открытий человека.  Одним словом, Боги - небожители. А купол и даже потолок - символ неба. В пещерах потолок расписать затруднительно - с него, как копья свешиваются сталактиты. Изображения находятся там, где они лучше всего видны и производят наибольшее впечатление. Но обычно высоко. Это должно было восприниматься эпически.  В то же время здесь было страшно и в прямом смысле небезопасно.  В пещере Шове найдено много костей пещерных медведей и других опасных  животных, которые здесь обитали (медведи впадали здесь в спячку). Не заскучаешь) Задачка для Юнга. В любом случае выйти из пещеры на свет божий было приятнее, чем из кинотеатра. Здесь вряд ли наносили ритуальные татуировки или шрамы, но краску могли) Вообще в любом ритуале есть моральная и физическая подготовка и доля театральности) И наряду со светом, точнее, с огнем, должен был присутствовать звук.

Пещера забытых снов. Документальный фильм


Collapse )