Украшения мира (world_jewellery) wrote,
Украшения мира
world_jewellery

Category:

Сердоликовые бусы или опять о птичках, кладах, handmade и о Цветке папоротника

Я совсем не собиралась этим сказать, что ожерелье имеет цвет перчатки Анны Лопухиной)) Если в фотографии и есть какой-то намек, то только лишь на то, что на выставке кладов (писала о ней здесь), которая недавно проходила в Михайловском замке, были и колты с птичками из Тереховского клада, Сейчас такой рисунок чаще всего называют "Птицы-хранители" или "Печаль и радость" и это продолжение темы "божественных" птиц в украшениях, начатой здесь. Птицы-хранители - древний образ, пришедший из языческой древности. Они сидят на Дереве жизни и служат посредниками между потусторонним миром, душами предков и человеком. Птичек-хранительниц особенно любили помещать на серьгах и колтах, чтобы им удобнее было нашептывать на ушко наивным девушкам умные советы и помогать в трудных ситуациях.

А потом я расскажу удивительную историю о Цветке папоротника, а может только для меня удивительную, впрочем, я люблю житейскую замысловатость ) может и рановато еще о Цветке папоротника - хотя скоро уже наступит время ему цвести) Как бы то ни было, это история о моем очередном бусотворчестве - сплела я, наконец, новые бусы))













Теоретически такое ожерелье вполне можно и откопать где-нибудь :))





Подвеска с тереховскими птичками. Одно из названий символа - "Печаль и радость". Одна птичка отгоняет печаль, горе и беды, а другая приносит счастье и радость))

Если закапываться совсем уж глубоко, можно найти связь этого образа с теми временами, когда люди начали осознавать дуалистичность мира и досчитали до двух - ночь и день, добро и зло, мужчина и женщина, инь и ян и т.д.  Об этом и картина В.М.Васнецова "Сирин и Алконость. Песнь радости и печали" 1896 года, которая хранится в Третьяковской галерее.



Алконост - райская птица, символ счастья (а еще птица зимородок, которая яйца зимой несет). Сирин - печальная, тоскует об утраченном рае. Наконец-то ей припомнили "очаровывание" несчастных путников и странников. В чем-то с Врубелем перекликается. Под впечатлением от этой картины А.Блок написал стихи с таким же названием. Правда, у Блока сладкоголосая птица Сирин "...распустит крылья и улетит в снопах лучей!" А, соответственно, блоковская  Алконост истощена печалью, "напев звучит глубоким стоном, в груди рыданье залегло, и над ее ветвистым троном нависло черное крыло"... Какая из этих райских птиц радостная и добрая, а какая печальная и злая, может быть, и не очень важно. А важно, что "две верных подруги - Любовь и Разлука - не ходят одна без другой" (Б.Окуджава).



Картины русских художников на мифологические темы в смысле украшений порой не менее интересны, чем исследования археологов



Фото из книги "Клады Древней Руси в собрании Русского музея", СПб, 2015. Книжка продавалась на выставке этих самых кладов в Михайловском замке

А теперь о тереховских птичках. Тереховский клад был найден в 1876 г. в деревне Тереховой Болховского уезда Орловской губернии на ровном месте во время распахивания поля сохой. Это территория Черниговского княжества в верховьях Оки, на пути следования татарских войск, поэтому он отнесен к группе кладов, скрытых на Руси во время татаро-монгольского нашествия. Это тот самый клад в горшочке, под которым лежал сошник (потом потерявшийся), что является признаком определенных ритуальных действий для защиты клада. Предполагается, что клады этого периода могут быть еще когда-нибудь найдены. Но, в целом, все они - свидетели трагических событий, да и найдены они потому, что  владельцы за ними не вернулись. В Тереховском кладе кроме различных колтов было найдено еще много всего интересного - рясны, с помощью которых колты крепились к головному убору, очелье, серебряные бусины от ожерелья, 6 серебряных гривен, редкий перстень со львом и еще что-то))



Парные колты с птицами с обнизью из полых шариков середины XII века, серебро, выколотка, резьба, чернь, золочение. Судя по всему этот  символ пришел на Русь из Византии с христианством, но поскольку его языческая подоплека совпала и органично наложилась на представления древних русских - колты с птицами воспринимается как национальное самобытное украшение.


Бронзовая арка из раскопок во Вщиже. Вщиж - город, сожженный монголо-татарами в 1238 г. Территория Вшижского княжества вошло позднее в Брянское (50 кг от Брянска)





Похожие птички изображены на "умбоне" дверей собора Рождества богородицы в Суздале. И хотя собор, как считается, поcтроен в XIII веке, птичек относят к немного более раннему периоду - как раз ко времени зарытия кладов. Видно, предупреждали птички. Иногда парных птичек трактуют как мирных птиц - голубей на дереве жизни, символ единения душ и это тоже прекрасно. Правда, слишком елейно. Если учесть трилистники в этих композициях и присмотреться к суздальским птичкам - мысль о голубях приходит в последнюю очередь. Суздальские птички отсюда. В.К.Гугуев в книге о Кобяковском кургане исследует сарматские диадемы I-II вв н.э., где тоже присутствуют дерево и птицы, отмечает, что подобный мотив характерен для всей Евразии и, возможно, имеет корни в иранской архаической мифологии. Птицы часто считались воплощением божеств, а связь птиц c мировым Духом и душой человека делает ее идеальным символом посланника божественных сфер.



История с этой подвеской вышла тоже несколько необычная. Я долго жила в Москве, периодически интересовалась древнерусскими украшениями-реконструкциями и однажды обнаружила, что существует магазинчик под названием Цветок папоротника, который находится в двух шагах от моего петербургского адреса - чуть ли не в соседнем дворе. Когда оказалась в Питере, конечно, отправилась его поискать - он находится во дворе за Католическим собором на Невском, там, где расположились продавцы картин, преимущественно с видами Петербурге. Все и поныне на тех же местах.



Это проходной двор между Невским и Итальянской у Католического собора, через арку виден Невский, слева - Цветок папоротника

Обычно большая часть украшений из этого магазина путешествует по всяким мероприятиям и в тот раз не было ни одной серебряной лунницы. Тогда продавец и достал этих птичек, уверяя, что именно они-то мне и нужны. И поведал о том, что птицы "Печаль и радость" - must have каждой порядочной древнерусской девушки. Одна птичка путешествует в верхних мирах и делится с другой птичкой, которая на ушко девушке открывает всякие тайны и секреты) Словом, украшение не простое, с легендой и смыслом, до сих пор не утратившим актуальности) Сейчас мастера предпочитают делать вместо колтов подвески - поправка на современность)) у меня она уже пару лет, не меньше) Так все и началось. Не то, чтобы шепчут... впрочем, пост нашептали, однако)

Уже этой весной я нашла несколько красивых серебряных бусин с зернью, долго перебирала разные идеи бус и остановилась на сердолике, коль скоро речь идет о девушках и любви. Тем более, что у меня было подходящее кольцо в среднеазиатском стиле с сердоликом) Не то, чтобы я собираюсь и впредь каждые бусы по 3 года делать, но с этими вышло как-то так.

Tags: handmade, Петербург, бусы, история украшений, сердолик
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Турецкий "Дар", Гебекли-Тепе и татуировки на подбородке

    Турецкий сериал "Дар" или "Атийе", снятый в стиле "Кода да Винчи" или "Индианы Джонса", но на турецкий манер,…

  • О происхождении колец и их символики. Обручальная татуировка

    История колец, по всей видимости, начинается еще в те времена, когда кольца еще даже и не носили. Раскрашивание и татуирование кожи в древнем мире…

  • Екатерингоф. Драгоценности и судьба

    "Чем мы не римлянки, приносившие на алтарь отечества свои драгоценности!" Менделеева-Блок Петергоф знают все. а Екатерингоф, подаренный…

  • Карельское карсикко

    Карсикко - особым способом обрубаемое или срубаемое хвойное дерево. Традиция, распространенная у финно-угров, - карел, финнов и других народов.…

  • Брошь маркизы де Севинье

    Жиль Л'Эгаре, один из величайших ювелиров века Людовика XIV, создал «noeud à l'Egaré» или «брошь…

  • Кипрский бык

    Древнее изрбражение священного быка на Кипре не редкость, интересно, что изображение верховного божества в древние времена носили также и в виде…

  • Древнеегипетский Бес и танцы воинов

    Кто видел хоть раз боевые танцы маори, конечно, обратил внимание на лица танцоров. Цель танца - напугать противника, воины маори выпучивают глаза и…

  • Золотые серьги-бусины

    Такие серьги из позолоченного стекла были особенно популярны с середины первого века до нашей эры до первого века нашей эры) Позолоченная бусинка…

  • Амазонка из Тывы. Где же бусы?

    Найденный еще в 1988 г. во время археологических раскопок в кургане Сарыг Булун в Тыве подросток-воин оказался, по результатам исследований,…

promo world_jewellery april 6, 2015 01:45 67
Buy for 20 tokens
Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень - попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →