Украшения мира (world_jewellery) wrote,
Украшения мира
world_jewellery

Categories:

Чердынь и пермско-звериный стиль

Еще в 19 веке российская археология преподнесла сюлриз, откпыв уникальные произедения древнего искусства, получившего название Пермский звериный стиль. Для него характерно два основных вида изображений, относящихся к культу богинь-матерей, более древнему, и культу человеколосей. Изображения находят в виде бронзовых пластин. Большинство пластин найдено в районе Чердыни.

Изображения обычно отражают представления людей о мире в виде трех миров. Вкрхний небесный мир может включать лик солнечной богини, орла, души-птицы, лосины головы. Средний уровень - сама богиня с людьми, человеколосями, животными. Границей невидимого подземного мира служит конь, медвежата, лоси или ящер-гибрид.

Древнейшие богини найдены на гляденовском голородище за несколько веков до расцвета пермского звериного стиля. Выделяются изображения богинь с солярным знаком (кругом) на лбу. Особый тип - богиня трех миров с тремя головами и орлами над ними и с солярными знаками. Сохранились сведения о ритуале поклонения солнцу - Санкэ у хантов. На рассвете богине солнца приносили в жертву корову, при этом жрец всем собравшимся рисовал кровью на лбу круги. Трехголовая богиня имеет признаки и богини солнца и богини огня. Поскольку огонь присутствует во всех трех мирах - поэтому богиня присутствует во всех трех мирах сразу. Она похожа на арийского бога Агни, который имеет три головы и солярный знак. У этой богини также есть признаки  древнейшего божества хантов - Тарэн, богини войны и безумия.

Богиня на лошади с орлом на плечах. VII-VIII вв. Место находки:пос. Курган Чердынского р-на, Пермского края. Бронза, литье. Размер: 169х120 мм Пермский звериный стиль.





Трехголовая богиня с тремя орлами сверху найлна к д. Усть-Каиб Чердынского райрна, бронза, литье, 164х90 мм.




Одно из ранних изображений Матери-богини Земли, III – V вв. Скородумский клад, обнаруженный в 1976 г. в деревне Скородум Ильинского р-на Пермского края. Бронза, литье, 83х43 мм.



Богиня солнца и огня (солярный знак на лбу) с двумя человеколосями на лосиных головах. Современные мастера называют ее Чердынской Богоматерью. Южная Кельтма Чердынского района. Бронза, литье, 145х63 мм




Богиня с крыльями и медвежьей головой над тремя ликами стоит на ящере. Место находки неизвестно, датировка тоже.



Крылатая богиня на пауках VII-VIII вв найдена с тремя другими амулетами с изображением богини и обломками бронзового котла в 1957 г. в пос. Курган Чердынского р-на. Возможно, клад был результатом жертвоприношения “семи котлов”. Семь котлов с амулетами и другими дарами зарывали в землю по кругу в качестве приношения Богине Земли. Этим кругом как бы перекрывали отверстие в Нижний мир, откуда приходили болезни и другие напасти. Ритуал сохранился у хантов.

Богиня стоит на пауках, плетущих паутину, по которой должны пройти души умерших над кипящей смоляной рекой. Волны этой реки видны внизу композиции. Люди в беде и молят богиню. Богиня с крыльями – первопредок рода (личина на груди) и заступница за людей перед верховным божеством. Амулет особой силы, к нему обращались, когда несчастье (эпидемия, нашествие) грозили всему народу. Бронза, литье. Размер: 157х75 мм



Богиня VII-VIII вв, окруженная животными и птицами. На ее косах - птицы, обращенные к солнечному божеству.  В руках у нее пушные звери. Змеи - реки вселенной текут из Нижнего мира - ящера - в Верхний. Пос.Курган, Чердынского р-на. Бронза, 16,4х7мм



Богиня с аистами на духе медвежат. Аисты как проводники душ держат наверху 5 душ. Еще одна душа на медвежатах - главный смысл амулета. Это душа больного, которая находится в беде, между миром живых и миром мертвых. По приказу богини дух медвнжат - "ем вош ики" в образе мыши отправляется в Нижний мир и взвращает оттуда больному его душу. Этот сюжет описан у хантов, амулет найден под корнями трех старых елей в 1911 г у деревни Усть-Каиб Чердынского р-на.  Бронза, литье, 161х67мм.




Божество в окружении лосей относится к важнейшим среди изображений пермского звериного стиля. Обычно он изображается в виде "хозяина" в позе "руки в боки". Иногда изображается в виде ребенка, что видно по лицу,  фигуре,  изображению тела столбиком. Манси называли его Светлым мальчиком, ханты Мось-хумом, Тарпыгом, Ас-тый-ики (7 младенцев). Этот бог имел много имен и считалось,  что его родная земля находится за Уралом (в Предуралье).

Альви с детства отличался необычайным умом и силой, разбил сначала деревянную, затем медную и железную колыбель. Давал умные советы отцу, небесному богу. Едва выйдя из колыбели совершал подвиги, догнал и убил шестиногого лося, отрубив ему пару ног. Шкуру прибил к небу, создав созвездие Лося (наша Большая Медведица). Стал покровителем людей-лосей. Всегда окружен небесными лосями. Ханты говорили: есть много богов с ногами и крыльями, но только Альви «способен удлинить душу и продлить жизнь человека, послать ему удачу в делах. Согласно мансийским преданиям Светлый мальчик был создателем земли.

Альви приносили жертвы перед вступлением в брак, перед долгой дорогой, перед охотой и т.д. В цикле изображений «святое семейство» он показан ребенком с четой небесных богов, своими родителями. Сила его столь велика, что актеру, изображавшему Альви на праздниках угров, завязывали одну руку. Считалось, что если Альви будет в танце махать двумя руками, то разнесет Вселенную.



Божество на ящере в окружении лосиных голов, руки с 4 пальцами показывают, что божество Альви может превращаться  зверей (горностая) и птиц (гуся). VII-X вв, р.Язьва



Божество и два человеко-лося на ящерах, прорезная бляха. Из клада, найденного в 1929 г в с.Редикор Чердынского р-на, Чердынский краеведческий музей, бронза, VIII-X вв, 74х37мм




Прорезная бляха с изображением трех фигур - божества и двух человеколосей, стоящих на ящере. Найдена А.Н.Береженцевым на жертвенном месте у камня Светик на реке Кольвик в 1894 г, деревня Подбобыка Чердынского р-на. Бронза, литье, 84х42мм



c.Редикор Чердынского района, бронза, VIII-X вв, Чердынский краеведческий музей. Семейная пара, стоящая на ящерках под небосводом из лосиных голов, из клада, найденного в 1929, 48-41 см



Родители с ребенком на ящере под небосводом из лосиных голов. Бронза, литье, VIII-X вв, 80х4гмм. Чердынский художественный музей.


Еще один распространенный сюжет пермского звериного стиля - всадники на животных. Такой сюжет встречается и в гляденовской и ломоватовской культурах. В Историческом музее хранятся нескоотко таких предметов, одна из самых старых - божество на волке. Нередко всадники изображены на коне, гибридах-ящерах, лосе. Лось - небесный зверь, всадник-божество следит за порядком в мире  Соответственно на ящерах божество следит за порядком в Нижнем мире. Сюжет с двумя ящерами, стоящих один на другом изображают ящера-рыбу, которая плывет в мировой воде, ящер-собака держит на себе средний человеческий мир - как считается, пришел из иранских мифов о мироустройстве, в которых жемля держится на быке, который стоит на рыбе.


Божество на волке. Бронза, окрестности г.Пермь, Гляденовское костище III-V вв. Гляденовская культура Прикамья


Божество на двух ящерах - это космограмма, которая показывает устройство мира: в мировой воде, которую изображает ребристая линия, плывет рыба-ящер, на рыбе стоит собака-ящер. На ящерах находится герой, сын бога, покровитель людей. X век. Сургут, Советский район. Бронза, литье, 85х44 мм


Полая подвеска в виде двух всадников на ящере найдена в Республике Коми, р. Ухта. Бронза, литье, VIII — X вв, 40х122 мм. Государственный Исторический музей

Большая фотогалерея пермского звериного стиля  здесь Много информации здесь
Об истории изучения пермского звериного стиля здесь

Tags: богини, пермский звериный стиль, чердынь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Саломея, танец семи покрывал и магия соблазнения

    В поисках 8-конечных символов (писала здесь) я обнаружила фото татуировки, в которой была использована гравюра с изображением девушки с блюдом с…

  • Этрусский демон Хару с бусиной

    Ритуальный сосуд в виде демона смерти Хару экспонировался в Мюнхене на выставке этрусских древностей в 2017 г. Демон обращает. на себя внимание не…

  • 8-конечные символы в мировой культуре

    Гу­нель­ве, звез­да Анд, ки­зи­ли, то­лэ­зе, аусек­лис, Виф­ле­ем­ская звез­да, цветок Фойе,…

  • Что наша жизнь? Игра!

    Чайковский вернулся из-за границы в Петербург после долгого отсутствия 10 октября 1893 (по старому стилю) и поселился на Малой Морской, 13, кв.21 в…

  • Буддийские четки

    Бусы в древности имели особый смысл и значение, который можно попытаться реконструировать, используя современные представлениях о четках - по сути…

  • Пещера Шове - храмовое искусство?

    Пещера Шове с древнейшими наскальными рисунками на юге Франции открыта относительно недавно - в 1994 году. Ее особенность в том, что она на многие…

  • Про матриархат, которого не было)

    Миф о матриархате оказался очень живучим, хотя и понятие и термин относительно современные - появились в XVII в.. Мирча Элиаде написал в свое время о…

  • Тест Люшера. Психология цвета

    Цветовой тест Люшера разработан швейцарским психологом Максом Люшером в 1948 году. Это методика исследования личности, основанная на идее, что…

  • Тайны красных цветов

    В одном из африканских архаичных языков исследователи обнаружили, что словами в нем обозначались только три цвета — черный, белый и красный.…

promo world_jewellery april 6, 2015 01:45 67
Buy for 20 tokens
Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень - попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →