?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Еще в 19 веке российская археология преподнесла сюлриз, откпыв уникальные произедения древнего искусства, получившего название Пермский звериный стиль. Для него характерно два основных вида изображений, относящихся к культу богинь-матерей, более древнему, и культу человеколосей. Изображения находят в виде бронзовых пластин. Большинство пластин найдено в районе Чердыни.

Изображения обычно отражают представления людей о мире в виде трех миров. Вкрхний небесный мир может включать лик солнечной богини, орла, души-птицы, лосины головы. Средний уровень - сама богиня с людьми, человеколосями, животными. Границей невидимого подземного мира служит конь, медвежата, лоси или ящер-гибрид.

Древнейшие богини найдены на гляденовском голородище за несколько веков до расцвета пермского звериного стиля. Выделяются изображения богинь с солярным знаком (кругом) на лбу. Особый тип - богиня трех миров с тремя головами и орлами над ними и с солярными знаками. Сохранились сведения о ритуале поклонения солнцу - Санкэ у хантов. На рассвете богине солнца приносили в жертву корову, при этом жрец всем собравшимся рисовал кровью на лбу круги. Трехголовая богиня имеет признаки и богини солнца и богини огня. Поскольку огонь присутствует во всех трех мирах - поэтому богиня присутствует во всех трех мирах сразу. Она похожа на арийского бога Агни, который имеет три головы и солярный знак. У этой богини также есть признаки  древнейшего божества хантов - Тарэн, богини войны и безумия.

Богиня на лошади с орлом на плечах. VII-VIII вв. Место находки:пос. Курган Чердынского р-на, Пермского края. Бронза, литье. Размер: 169х120 мм Пермский звериный стиль.





Трехголовая богиня с тремя орлами сверху найлна к д. Усть-Каиб Чердынского райрна, бронза, литье, 164х90 мм.




Одно из ранних изображений Матери-богини Земли, III – V вв. Скородумский клад, обнаруженный в 1976 г. в деревне Скородум Ильинского р-на Пермского края. Бронза, литье, 83х43 мм.



Богиня солнца и огня (солярный знак на лбу) с двумя человеколосями на лосиных головах. Современные мастера называют ее Чердынской Богоматерью. Южная Кельтма Чердынского района. Бронза, литье, 145х63 мм




Богиня с крыльями и медвежьей головой над тремя ликами стоит на ящере. Место находки неизвестно, датировка тоже.



Крылатая богиня на пауках VII-VIII вв найдена с тремя другими амулетами с изображением богини и обломками бронзового котла в 1957 г. в пос. Курган Чердынского р-на. Возможно, клад был результатом жертвоприношения “семи котлов”. Семь котлов с амулетами и другими дарами зарывали в землю по кругу в качестве приношения Богине Земли. Этим кругом как бы перекрывали отверстие в Нижний мир, откуда приходили болезни и другие напасти. Ритуал сохранился у хантов.

Богиня стоит на пауках, плетущих паутину, по которой должны пройти души умерших над кипящей смоляной рекой. Волны этой реки видны внизу композиции. Люди в беде и молят богиню. Богиня с крыльями – первопредок рода (личина на груди) и заступница за людей перед верховным божеством. Амулет особой силы, к нему обращались, когда несчастье (эпидемия, нашествие) грозили всему народу. Бронза, литье. Размер: 157х75 мм



Богиня VII-VIII вв, окруженная животными и птицами. На ее косах - птицы, обращенные к солнечному божеству.  В руках у нее пушные звери. Змеи - реки вселенной текут из Нижнего мира - ящера - в Верхний. Пос.Курган, Чердынского р-на. Бронза, 16,4х7мм



Богиня с аистами на духе медвежат. Аисты как проводники душ держат наверху 5 душ. Еще одна душа на медвежатах - главный смысл амулета. Это душа больного, которая находится в беде, между миром живых и миром мертвых. По приказу богини дух медвнжат - "ем вош ики" в образе мыши отправляется в Нижний мир и взвращает оттуда больному его душу. Этот сюжет описан у хантов, амулет найден под корнями трех старых елей в 1911 г у деревни Усть-Каиб Чердынского р-на.  Бронза, литье, 161х67мм.




Божество в окружении лосей относится к важнейшим среди изображений пермского звериного стиля. Обычно он изображается в виде "хозяина" в позе "руки в боки". Иногда изображается в виде ребенка, что видно по лицу,  фигуре,  изображению тела столбиком. Манси называли его Светлым мальчиком, ханты Мось-хумом, Тарпыгом, Ас-тый-ики (7 младенцев). Этот бог имел много имен и считалось,  что его родная земля находится за Уралом (в Предуралье).

Альви с детства отличался необычайным умом и силой, разбил сначала деревянную, затем медную и железную колыбель. Давал умные советы отцу, небесному богу. Едва выйдя из колыбели совершал подвиги, догнал и убил шестиногого лося, отрубив ему пару ног. Шкуру прибил к небу, создав созвездие Лося (наша Большая Медведица). Стал покровителем людей-лосей. Всегда окружен небесными лосями. Ханты говорили: есть много богов с ногами и крыльями, но только Альви «способен удлинить душу и продлить жизнь человека, послать ему удачу в делах. Согласно мансийским преданиям Светлый мальчик был создателем земли.

Альви приносили жертвы перед вступлением в брак, перед долгой дорогой, перед охотой и т.д. В цикле изображений «святое семейство» он показан ребенком с четой небесных богов, своими родителями. Сила его столь велика, что актеру, изображавшему Альви на праздниках угров, завязывали одну руку. Считалось, что если Альви будет в танце махать двумя руками, то разнесет Вселенную.



Божество на ящере в окружении лосиных голов, руки с 4 пальцами показывают, что божество Альви может превращаться  зверей (горностая) и птиц (гуся). VII-X вв, р.Язьва



Божество и два человеко-лося на ящерах, прорезная бляха. Из клада, найденного в 1929 г в с.Редикор Чердынского р-на, Чердынский краеведческий музей, бронза, VIII-X вв, 74х37мм




Прорезная бляха с изображением трех фигур - божества и двух человеколосей, стоящих на ящере. Найдена А.Н.Береженцевым на жертвенном месте у камня Светик на реке Кольвик в 1894 г, деревня Подбобыка Чердынского р-на. Бронза, литье, 84х42мм



c.Редикор Чердынского района, бронза, VIII-X вв, Чердынский краеведческий музей. Семейная пара, стоящая на ящерках под небосводом из лосиных голов, из клада, найденного в 1929, 48-41 см



Родители с ребенком на ящере под небосводом из лосиных голов. Бронза, литье, VIII-X вв, 80х4гмм. Чердынский художественный музей.


Еще один распространенный сюжет пермского звериного стиля - всадники на животных. Такой сюжет встречается и в гляденовской и ломоватовской культурах. В Историческом музее хранятся нескоотко таких предметов, одна из самых старых - божество на волке. Нередко всадники изображены на коне, гибридах-ящерах, лосе. Лось - небесный зверь, всадник-божество следит за порядком в мире  Соответственно на ящерах божество следит за порядком в Нижнем мире. Сюжет с двумя ящерами, стоящих один на другом изображают ящера-рыбу, которая плывет в мировой воде, ящер-собака держит на себе средний человеческий мир - как считается, пришел из иранских мифов о мироустройстве, в которых жемля держится на быке, который стоит на рыбе.


Божество на волке. Бронза, окрестности г.Пермь, Гляденовское костище III-V вв. Гляденовская культура Прикамья


Божество на двух ящерах - это космограмма, которая показывает устройство мира: в мировой воде, которую изображает ребристая линия, плывет рыба-ящер, на рыбе стоит собака-ящер. На ящерах находится герой, сын бога, покровитель людей. X век. Сургут, Советский район. Бронза, литье, 85х44 мм


Полая подвеска в виде двух всадников на ящере найдена в Республике Коми, р. Ухта. Бронза, литье, VIII — X вв, 40х122 мм. Государственный Исторический музей

Большая фотогалерея пермского звериного стиля  здесь Много информации здесь
Об истории изучения пермского звериного стиля здесь

Recent Posts from This Journal

promo world_jewellery апрель 6, 2015 01:45 52
Buy for 20 tokens
Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень - попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата…

Comments

( 85 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
55nika
Jan. 5th, 2016 05:54 am (UTC)
очень интересно,спасибо за ссылку
world_jewellery
Jan. 7th, 2016 08:50 am (UTC)
Спасибо :))
liya_fa
Jan. 5th, 2016 01:06 pm (UTC)
так и хочется сказать....бедная лошадь))))
world_jewellery
Jan. 7th, 2016 08:41 am (UTC)
есть немного :))
misterleks
Jan. 5th, 2016 02:50 pm (UTC)
Надо же, какие дизайнеры были в начале 119 века.
world_jewellery
Jan. 7th, 2016 08:44 am (UTC)
Согласна) Уникальные))
vabosu
Jan. 6th, 2016 03:43 pm (UTC)
интересно..с наступающим Рождеством!!!
world_jewellery
Jan. 7th, 2016 08:46 am (UTC)
Спасибо! Взаимные поздравления!
petite_ta
Jan. 7th, 2016 12:44 am (UTC)
Ух, какая мощная!
world_jewellery
Jan. 7th, 2016 08:47 am (UTC)
Согласна))
tulyakov_2012
Jan. 7th, 2016 06:11 am (UTC)
С Рождеством !!! Счастья !!!
world_jewellery
Jan. 7th, 2016 08:48 am (UTC)
Спасибо! Взаимные поздравления!
(no subject) - tulyakov_2012 - Jan. 7th, 2016 01:19 pm (UTC) - Expand
kapitan_flint1
Jan. 7th, 2016 08:55 am (UTC)
Ничего себе! В Перми бы не заподозрила никогда такого.
world_jewellery
Jan. 14th, 2016 12:22 am (UTC)
На Урале много загадок :))
matchgirl_ru
Jan. 7th, 2016 09:05 am (UTC)
С Рождеством Христовым! С Праздником!!!
world_jewellery
Jan. 14th, 2016 12:13 am (UTC)
Спасибо большое! Мои взаимные поздравления!
jrchernik
Jan. 8th, 2016 01:03 pm (UTC)
Вау! Пост настолько короткий, что я и впрямь смог дочитать до конца)))

Любопытная штука. Напоминает тотемные столбы американских индейцев.
world_jewellery
Jan. 13th, 2016 11:12 pm (UTC)
Не так все просто)) на новогодние праздники отвлеклась, но потом добавила, хотя планировала больше покопаться, надеюсь вернуться к этой теме, так что рано радоваться :))
raskrutim
Jan. 9th, 2016 06:52 pm (UTC)
Здравствуйте! Добавил вас.
Давайте дружить журналами?
mariusm11
Jan. 11th, 2016 02:17 pm (UTC)
Лошадь и орел.. Интересные архетипы.
world_jewellery
Jan. 13th, 2016 11:00 pm (UTC)
Согласна)) Индоевропейцы, однако))
(no subject) - mariusm11 - Jan. 14th, 2016 11:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - world_jewellery - Jan. 14th, 2016 09:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mariusm11 - Jan. 15th, 2016 07:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - world_jewellery - Jan. 19th, 2016 10:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mariusm11 - Jan. 21st, 2016 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - world_jewellery - Jan. 24th, 2016 06:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - mariusm11 - Jan. 24th, 2016 02:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - world_jewellery - Jan. 24th, 2016 09:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mariusm11 - Jan. 25th, 2016 07:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - world_jewellery - Jan. 25th, 2016 12:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mariusm11 - Jan. 26th, 2016 09:12 am (UTC) - Expand
dali88
Jan. 11th, 2016 04:22 pm (UTC)
Красота!
world_jewellery
Jan. 13th, 2016 10:58 pm (UTC)
не могу не согласиться :))
vabosu
Jan. 11th, 2016 04:35 pm (UTC)
доброго вечера!!!
world_jewellery
Jan. 13th, 2016 10:56 pm (UTC)
спасибо)) взаимно - добрейшего))
mazepa_1
Jan. 11th, 2016 05:59 pm (UTC)
это не богиня охоты, случайно?)
world_jewellery
Jan. 13th, 2016 10:51 pm (UTC)
для этого тоже подходит :))
tulyakov_2012
Jan. 13th, 2016 02:35 pm (UTC)
С Наступающим Старым Новым Годом !!!
world_jewellery
Jan. 13th, 2016 10:29 pm (UTC)
Спасибо! И взаимно поздравляю с последним празлнично-новогодним днем! Свободны до 8 февраля :))
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 85 comments — Leave a comment )

Profile

кольца
world_jewellery
Украшения мира

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com