?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Перечитывала Б.А.Рыбакова "Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков" и захотелось поделиться несколькими темами. Интересно что в X- XIII веках при раскопках славянских кладбищ не находят христианской символики. Хотя мертвых постепенно перестают подвергать сожжению и начинают предавать земле в соответствии с церковной традицией. Украшения с христианской символикой в этот период находят в городских боярско-княжеских кладах. В целом же для женских украшений, особенно деревенских, все еще характерна языческая символика, которую во многих случаях археологам удалось расшифровать.

В состав женских славянских украшений (особенно свадебных) входят амулеты, которые открывают нам мир языческих образов, сязанных с заклинательной магией. Среди них миниатюрные бронзовые топорики, на которые нанесен кружковый орнамент, символизирующий солнце. Если топорик - символ бога Неба,  то с культом воды связаны небольшие чашечки без дна.  При заговорах чашечку ставили на землю и наливали воду - поили землю. Для отпугивания зла служили амулеты в виде зубов и когтей хищников, как настоящих, так и сделанных из серебра или бронзы. Оберегом служили миниатюрные модели гребней с двумя звериными головами. Считается, что таким образом боролись с паразитами, поселяющимися в волосах. Хотя, с другой стороны, волосам и волшебным гребням приписывалась магическая сила.



Подвески-амулеты из кургана у села Бочарово, Юхновского уезда, Смоленской губернии. Медь. Литье. XI-XII вв. ГИМ (Государственный Исторический музей)

Особенно много архаизмов сохранилось в прикладном искусстве глухих лесных зон, вдали от городов. В курганах радимичей, например, находят костяные подвески в виде уточек с конской головой и гривой. Этот символ сохраняется вплоть до XIX века, объясняют его культом солнца. Днем солнце по небу везут кони, а ночью по подземному океану - плавающие пицы.

В украшениях кривичей и их ближайших соседей много стилизованных звериных фигурок с солнечными знаками, как и на топориках небесного бога-громовика. Их называют то коньками, то собачками, до конца этот символ не расшифрован. У них никогда нет гривы, а иногда они изображаются с двумя острыми хвостиками, как у рыси, а передние лапы согнуты как у хищников. Если учесть наличие челюстей хищников в составе оберегов, можно предположить, что фигурки изображают этого самого лесного "лютого" зверя - рысь.



Цепь с подвесками-амулетами из кургана у деревни Александровка, Подольского уезда, Московской губернии. Медь. Литье. XI-XII вв. ГИМ




Подвески в виде гребней из кургана у села Влазовичи, Суражского уезда, Черниговской губернии. Медь. Литье. XI-XII вв. ГИМ




Подвеска из кургана у села Бочарово, Юхновского уезда, Смоленской губернии. Медь. Литье. XI-XII вв. ГИМ


Подвеска из кургана у деревни Эсмоны, Борисовского уезда, Минской губернии. Медь. Ли- тье. XI-XII вв. ГИМ

В некоторых курганах встречаются целые наборы амулетов, соединенных цепочкой для прикрепления. Такие наборы представляют собой как бы целые заклинательные фразы (очевидно, из свадебного обряда), овеществленные в бронзе. Так, например, в одном таком наборе встречены ложки, ключ, челюсть хищника и голубь. Расшифровать этот подбор символов можно примерно так: "Девушка, подобная птице (птица – символ cемейственности, жизни), пусть всегда ты будешь сыта (ложки), пусть никто не расхитит твое хозяйство (ключ), пусть зло минует тебя!"




Подвески-амулеты из радимичского кургана у села Коханы, Ельнинского уезда, Смоленской губернии. Медь. Литье. XI-XII вв. ГИМ



Увеличенные подвески-амулеты




Цепь с подвесками-амулетами из кургана у села Елисеевичи, Духовщинского уезда, Смоленской губернии. Медь. XI-XII вв. ГИМ




Архаичная символика уходит корнями в искусство первых земледельцев Европы IV – III тысячелетий до н.э. Как, например, символы засеянного поля, изображавшегося в виде квадрата или ромба, разделенного на четыре части с обязательной точкой (семенем) в центре каждой ячейки.

Магическое заклинательное начало было еще очень сильно в символике Киевской Руси, в своем развитии украшения еще долго опираются на старые формы, постепенно утрачивая первоначальный смысл. Когда в ожерелье невесты появлялось несколько солнц или несколько лун, то это означало, что старый символ употреблялся уже наполовину механически. В традиционном крестьянском искусстве многие архаичные символы удержались почти до наших дней, хотя декоративность победила древнюю заклинательную символику.



Подвеска в виде рога из кургана у деревни Ворогово, Юрьевского уезда, Владимирской губернии. Медь. Литье. XI-XII вв. ГИМ

Украшения русских городов существенно отличается от деревенских. Это касается и развития ремесла и работа ремесленников для боярско-княжеских кругов. Между изделиями существуют различия в ценности материала, в тонкости отделки, в некоторых технических приемах, но стилистически и сюжетно городские украшения близки боярско-княжеским, что вполне естественно при единстве творческой среды.

По материалам книги Б.А.Рыбакова "Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков", Л., 1971, более подробно книжку в pdf можно почитать здесь

Еще о русских украшениях X-XIII вв в этом блоге читайте здесь



Recent Posts from This Journal

promo world_jewellery april 6, 2015 01:45 51
Buy for 20 tokens
Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень - попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата…

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
liya_fa
Dec. 25th, 2015 04:56 am (UTC)
какие интересные...языческие конечно,больше,но такие привлекательные..душевные)
world_jewellery
Dec. 25th, 2015 06:50 am (UTC)
мне кажется у всех женщин в крови самим нанизывать всякие бусы и браслеты-конструкторы "со значением", поэтому, наверное, такие марки как пандора популярны :))
liya_fa
Dec. 26th, 2015 05:06 pm (UTC)
глубокие корни имеет это,да))
world_jewellery
Dec. 27th, 2015 05:21 am (UTC)
я бы даже сказала - древние))
livejournal
Dec. 25th, 2015 06:39 am (UTC)
Обереги и заклинательная магия в славянских украшения
Пользователь uchitelj сослался на вашу запись в своей записи «Обереги и заклинательная магия в славянских украшениях (по Б.А.Рыбакову)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Обереги и заклинательная магия в славянских украшениях (по Б.А.Рыбакову) [...]
mazepa_1
Dec. 25th, 2015 06:51 am (UTC)
мне кажется, я бы тоже смогла расшифровать амулеты-символы))
world_jewellery
Dec. 25th, 2015 07:02 am (UTC)
среди археологов явно женщин не хватает, давно бы разобрались во всем ))
mazepa_1
Dec. 25th, 2015 07:36 am (UTC)
эт точно))
capat
Dec. 25th, 2015 08:11 pm (UTC)
Хоть и красивые украшения, но кажутся такими увесистыми, как только женщинам сил хватало их таскать на себе...
world_jewellery
Dec. 27th, 2015 05:35 am (UTC)
на фотографиях большинство украшений увеличены, хотя были и тяжелые, но такие только на праздники одевали
lik_mi
Dec. 26th, 2015 01:35 am (UTC)
Очень интересно, спасибо за пост, Марина! Особенно интересно про "заклинательные подвески".
world_jewellery
Dec. 27th, 2015 05:39 am (UTC)
Спасибо, Людмила! Действительно есть много украшений, у которых потерялся смысл - интересно его находить))
tulyakov_2012
Dec. 26th, 2015 05:24 am (UTC)
Желаю отличных выходных !!!
world_jewellery
Dec. 27th, 2015 05:58 am (UTC)
Спасибо, взаимно)))
tulyakov_2012
Dec. 27th, 2015 06:07 am (UTC)
Спасибо !
kapitan_flint1
Dec. 26th, 2015 01:57 pm (UTC)
Всё окольцовывающее изначально же было оберегом - и браслеты, и кольца, и бусы, и пояса... Всё охраняло - потом только мы утратили память об этом.
world_jewellery
Dec. 27th, 2015 06:15 am (UTC)
Согласна, и головные уборы еще))
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

кольца
world_jewellery
Украшения мира

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com