?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Одна из самых  знаменитых археологических находок XX века - замороженное погребение Алтайской принцессы или принцессы Укока, по названию плоскогорья в Горном Алтае, где ее обнаружили. "Возраст" мумии 2,5 тысячи лет. Благодаря природной морозильной камере до нашего времени сохранилась органика - все содержимое захоронения найдено в том виде, в каком было оставлено в древности. Особенно привлекли внимание татуировки мумии.  После пазырыкских находок стало особенно ясно, что наколки характерны буквально для всего древнего мира.


Мы знаем, что люди раскрашивали тело краской - отголосок этого древнего обычая, к примеру, - тилаки, священные знаки индуизма. О  традициях наносить на тело рисунки красками, а также о нанесении татуировок свидетельствует культура многих народностей, сохраниших древние обычаи до наших дней.

Для меня эти древние татуировки стали открытием в том смысле, что татуирование тела могло стать прообразом многих ювелирных украшений. Разные части тела имели определенное значение при нанесении татуировки. К примеру, главный символ племени обычно наносился на плечо - именно так нанесены одинаковые или похожие  символы у пазырыкцев. Это своего рода герб, гражданство и паспорт. Я замечала, что в древности большое значение придавали браслетам на предплечье, в Индии он называется баджубанд и это до сих пор одно из обязательных украшений для невесты. Примером анатомической сути символики татуировки может служить связь большого пальца руки с брачными символами. Но сейчас не об этом, речь пойдет о татуировках и украшениях алтайской принцессы.


Мумия была обнаружена при раскопках кургана на юге Алтая, на плато Укок в 1993 году археологом Н.Полосьмак. Мне кажется, есть какая-то мистика, в том, что ее нашла именно женщина-археолог. Может и впрямь сокровища и клады знают кому открываться... Мумия принадлежала 25-летней женщине довольно высокого роста (выше 165 см)  близкого к европеоидному типу. Там же обнаружены останки 6 жертвенных лошадей. Одно это уже указывает на достаточно высокий статус женщины. Женщина погребена с высоким головным убором (длина погребальной колоды учитывает рост женщины с надетым головным убором), найдены золотые украшения и достаточно ценные для этих мест предметы как, например, шелковая рубашка (из Китая или Индии) или кориандр, который использовался в качестве благовония.




Реконструкция захоронения, музей в Горно-Алтайске

Сохранились куски мяса погребальной трапезы, одежда и парик женщины (мумия была лысой и неизвестно, было ли это погребальной традицией или вообще обычаем), предметы из кожи, меха и дерева, травы, использованные в качестве набивки.  Сохранились краски - мы знаем, что жители Укока предпочитали красный, белый и черный цвета. Древняя культура, к которой относится могильник, известна как пазырыкская (V-III  века до н.э), ее относят к алтайским скифам. Существовала на территории России (Горный Алтай), Казахстана, Монголии и Китая.



Антропологическая реконструкция - Татьяна Балуева

Мумия широко известна под самыми разными именами - ее также называют Очы-бола, Ак-Кадын (Белая госпожа) и так далее. Вокруг нее до сих пор кипят страсти, она окружена большим количеством суеверий, легенд, домыслов и политических баталий, несмотря на то, что это не единственная подобная находка, относящаяся к пазырыкской культуре. Но появилась из небытия Алтайская принцесса действительно эффектно и не одна - а вместе с ожившим фрагментом своего мира. Но тайны открыла не все. Она принадлежала к знати пазырыкского общества, но чем-то отличалась от остальных. Пока мы не знаем, кем же она была.




ПАЗЫРЫКСКИЕ ТАТУИРОВКИ

Ученые Эрмитажа по совету криминалистов сфотографировали мумии, найденные в 1949 г. археологом Руденко, в отраженных инфракрасных лучах - так было обнаружено, что татуировки есть на всех пазырыкских мумиях. Известно, что татуировки (шрамирование) были и на теле Эци, ледяного человека, обнаруженного за три года до принцессы - в 1991 году в Альпах. Возраст мумии Эци - более 5 тысяч лет. Возможно это обстоятельство также сыграло свою роль в оценке пазырыкских татуировок.

Среди рисунков на эрмитажных мумиях есть как хищные, так и копытные, реальные звери, обитавшие на Алтае (тигры, горные бараны, козероги, лошади, архары, косули) и неизвестные здесь (куланы). Среди изображений - фантастические существа - копытные с птичьей головой, хищники с крыльями и много птиц. На данный момент доказано, что татуировки носили все взрослые пазырыкцы, независимо от пола и социального положения.

Итак, вот три самые известные пазырыкские татуировки.



Татуировки были скопированы Е.В.Шумаковой, ей же принадлежит и их графическая реконструкция. Рисунки были опубликованы в книге Н.Полосьмак "Всадники Укока" и других изданиях. Н.Полосьмак принадлежат работы "Татуировки у пазырыкцев", "Пурпур и золото тысячелетий", "Птицы в татуировках пазарыкцев" , в книге Л.Л.Барковой и С.В.Панковой о татуировках и других, из которых мною и почерпнута большая часть информации о татуировках Алтайской принцессы и пазырыкцев. Почти все ссылки ведут на тексты академических изданий, их можно почитать.


Первая мумия мужчины с татуировкой была найдена в 1948 году С.И.Руденко во Втором Пазырыкском кургане - мужчина монголоидного типа около 60 лет, которого в литературе обычно называют вождем. Татуировкой были покрыты руки, верхняя часть спины и голени. Мумия хранится в Государственном Эрмитаже. Были найдены и другие мумии и замороженные захоронения, но в конце 50-х послевоенных лет это не вызвало такого сильного мирового резонанса, как находка Алтайской принцессы (собственно я ее так называю для удобства и краткости).

На теле вождя лучше всего видна татуировка на правой половине тела. На правой руке от плеча до запястья изображены шесть фантастических животных со вскинутыми задними ногами и длинными ветвистыми рогами. На правой ноге от коленной чашечки до щиколотки изображена рыба. На груди - тигр со спирально закрученным хвостом. На левой руке - два оленя и горный баран в прыжке. Изображения выполнены в особой художественной манере, в так называемом скифо-сибирском "зверином" стиле. Они передают образы отдельных животных и сцены нападения хищников на копытных ("сцены терзания").

У мужчины вдоль позвоночника нанесено несколько точек, что могло означать их лечебное назначение - исцелять с помощью нанесения на кожу магических знаков. Эти нанесённые татуировкой на спину и голеностопы мужчины знаки можно трактовать как точки рефлексотерапии.

Фантастический зверь — деталь татуировки. Второй Пазырыкский курган. Руденко "Сокровища Пазырыкских курганов".


Особенно характерный символ у пазырыкцев - олень с "перекрученным" туловищем, с клювом грифона и длинным кошачьим хвостом, на конце которого изображена голова грифона; отростки огромных стилизованных рогов также оканчиваются птичьими головками с клювом грифона. Характерны также крылатые хищники семейства кошачьих. Татуировка на фрагменте кожи мумии выставлена в Эрмитаже.




Татуировка с правой руки вождя. Горный Алтай, урочище Пазырык, долина р. Большой Улаган. Второй Пазырыкский курган (раскопки С.И. Руденко). Эрмитаж




Алтайская принцесса

Алтайская принцесса стала второй найденной мумией с татуировкой (на других, более ранних эрмитажных мумиях татуировки к этому времени еще не были обнаружены). Курган 1, могильник Ак-Алаха-3 (плато Укок, Алтай). Татуировки были нанесены на обе руки от плеч до кистей. Рисунки были синего цвета и выделялись на белой коже. Сохранились они только на левой руке, на правой почти полностью разрушены. Рисунки были нанесены также на некоторые фаланги обоих рук. Археологи увидели татуировки при вскрытии деревянного саркофага, затем кожа мумии начала темнеть, а татуировки - пропадать, впоследствии их восстановили в лаборатории. Когда находили другие пазырыкские мумии - визуально татуировки не были заметны.



Обращает на себя внимание схожесть основного символа в татуировке вождя и Алтайской принцессы. Перекрученное изображение оленя с хищным клювом, хвост, рога и верхушки рогов имеют вид грифонов с клювами.


Мумия мужчины с татуировкой из кургана №3 могильника Верх-Кальджин-2


Третье татуированное тело найдено в кургане 3 могильника Верх-Кальджин-2 (В.И.Молодин,1993). На левом плече мужчины изображено фантастическое копытное животное, как бы перекинутое через плечо - с туловищем оленя, клювом грифона, головками грифа на рогах и спине. Символика все та же, но выполнена по другому. В связи с этим даже появилась мысль - не отсюда ли перекрученность тела животных в символах - может быть это свидетельство переосмысления животного через сложенную, перекинутую через плечо или что-то другое шкуру?

Идентичность татуировок говорит о принадлежности всех этих людей к одному роду или племени. Символы, нанесённые на тело в результате болезненной процедуры, делали человека причастным к мистическим тайнам его общества и равноправным членом. Первая татуировка была, по-видимому, составной частью обряда инициации, затем в течение жизни наносились дополнительные татуировки, связанные с различными событиями (как печать в паспорт о заключении брака, рждении детей и т.д.).



ТАТУИРОВКИ АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ




Рисунок-реконструкция внешнего облика Алтайской принцессы и рисунки ее татуировок.



На левом плече женщины ниже основного символа в такой же "перекрученной" позе изображен баран с закинутой назад головой; у его ног - сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом - фантастический зверь, изображение головы которого не сохранилось; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами. На второй фаланге большого пальца правой руки женщины нарисовано копытное животное с «перекрученным» туловищем. Знаки на среднем и безымянном пальцах левой руки мелкие и плохо различимые.


Татуировка на руках женщины по стилю и способу нанесения идентична татуировке "вождя" из 2-го кургана. Повторяются образы животных, есть сходство в композиционном построении рисунков на руках.





ТАТУИРОВКА НАНОСИЛАСЬ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СКРЫВАТЬ ЕЕ ПОД ОДЕЖДОЙ

Несмотря на суровый климат, татуировки, как отмечает в своей книге Н.Полосьмак, наносились не для того, что их "скрывать" под одеждой. Татуировка мужчин могла демонстрироваться во время борьбы, в том числе шаманской борьбы со злыми духами. При важных событиях воины сбрасывали с плеч шубу, которая держалась на одном поясе, и обнажали торс, женщины вскидывали разрисованные руки.

На пазырыкских татуировках заметно не только стилевое единство. Угадывается традиция нанесения изображений определеных животных на определенные части тела человека. Например, верхнюю часть плеча и у вождя, и у принцессы занимали изображения фантастических копытных; чередующихся с баранами и  хищниками  из семейства кошачьих.


Плечи — одна из наиболее заметных и удобных поверхностей для нанесения татуировки, здесь обычно располагался самый главный знак. На плечах всех трёх мумий были запечатлены фигуры одного и того же фантастического существа. Поскольку татуировка имела важное значение не только при жизни человека, но и после его смерти, то изображённое на коже у всех трёх известных татуированных пазырыкцев фантастическое существо (олень с клювом грифона) мог быть помощником перехода человека в «иной» мир.


Объединяет татуировки повторяемость элементов рисунка - на человеческое тело наносили не орнамент, а знаковую систему, «текст». Для цивилизаций, не имеющих своей письменности, характерно многократное повторение символов. Соответственно, татуировка – сакральное письмо, передающее важную информацию мифологического характера. Те же самые символы повторяются на одежде, посуде, оружии. Таким образом облик человека трансформировался в изобразительный символ племенной мудрости. Татуировка не только символизировала принадлежность всех членов к одной общности (герб), но и сохраняла память об обычаях, верованиях и моральных нормах, принятых в этой группе людей (библия).




На большом пальце руки Алтайской принцессы вытатуировано изображение фантастического зверя.


В БОЛЬШОМ ПАЛЬЦЕ - ДУША ЧЕЛОВЕКА

Обычно у пазырыкских женщин на большом пальце находилось изображение птицы, у Алтайской принцессы - фантастический зверь. Возможно здесь зашифрован какой-то смысл.

В алтайском фольклоре в большом пальце заключена душа человека, а сам большой палец выступает в качестве квинтэссенции жизни. В алтайских сказаниях большие пальцы рук богатыря заключают в себе его жизнь или «душу». Лишь отчленив их, враги добиваются окончательной смерти героя. Эта же традиция прослеживается в мифологической анатомии тюркских народов. Функции большого пальца человека отличают его от мира животных - необходимое условие для захвата, использования различных орудий, в том числе для добывания огня. В алтайском сказании «Маадай-Кара» наличие большого пальца становится отличительным признаком человеческого рода. Напротив, отсутствие большого пальца — показатель хтонической природы для персонажей тюрко-монгольской мифологии. Для многих древних народов большой палец был фаллическим символом, а также символом силы.

Изображения на больших пальцах рук пазырыкцев (как и вообще на пальцах) имели для них одно из первостепенных значений. Изображения птиц на больших пальцах характерны не только для женщин, но и для мужчин. Поскольку для древних сакральное уравнивалось с фаллическим (творящее Божество), название птицы во многих языках соотносится со значением «рожать», «детородные органы». Рисунок птицы на большом пальце указывает на представления, связанные с продолжением рода.

У мужчин татуировка на большом пальце часто содержит изображение петуха  - символ мужской потенции у многих народов, тетерка также часто является символом невесты. Многие виды птиц в татуировках изображены во время токования, в том числе глухарь и тетерев. С другой стороны у обских угров "третья душа" имеет вид глухарки. К человеку она прилетает только во время сна, поэтому её называют  «душа сна», «птица сна». Таким образом, птицы на пальцах пазырыкцев могли быть также олицетворением души. Возможно, рисунки птиц наносились на пальцы рук по достижении брачного возраста или при заключении брака.


СВЯЩЕННАЯ САЖА

Татуировки наносились с помощью накалывания, красящее вещество - сажа,  наличие калия, характерного для продуктов горения растительного происхождения подтверждено лабораторными исследованиями. Сажа имела "защитное" значение. При нанесении татуировки в сибирском и дальневосточном регионах еще в обозримом этнографическом прошлом в качестве красителей использовались сажа и уголь, смешанные с жиром, мочой или соком растений.

По-видимому применялась именно сажа с котла. О татуировке обских угров С. И. Руденко писал,  что «украшение наносится в виде точек иглой, затем берется сажа с  наружной стороны котла и втирается в исколотые места кожи».  Сажа от котла выступала в традиционной культуре  тувинцев как магическое средство, предохраняющее человека от злых сил и делающее его невидимым: например, если вечером нужно перейти с ребенком  из одной юрты в другую, ему мазали лицо сажей от котла. У алтайцев впервые приехавшему гостю мазали сажей кончик носа, приобщая таким образом нового человека к огню аила. Возможно, нанесение татуировки с втиранием сажи с поверхности котла было актом приобщения к какому-то огню-очагу-дому-роду.


Женская татуировка у пазарыкцев отличалась более мелкими и ажурными рисунками, на ней меньше, чем на мужской татуировке полностью зачернённых мест. Зачернение каких-то деталей изображения с целью сделать его более выразительным и ярким производилось, вероятно, с помощью пучка связанных вместе игл, что облегчало и ускоряло работу татуировщика.


ТАТУИРОВАНИЕ - САКРАЛЬНЫЙ РИТУАЛ


Создание несмываемых рисунков на теле — это сакрализованное действие, разработанный ритуал, по завершению которого полностью менялась сущность человека. Мастера-татуировщики, вероятно, высоко ценились в пазырыкском обществе и принадлежали к служителям культа, к категории лиц, наделённых особым даром. У многих народов татуировки наносились женщинами. Кожа с искусственно нанесенными на неё знаками, ставшими неотделимыми от кожи, может являться свидетельством кровного родства людей с одинаковой татуировкой.

Во многих архаических обществах татуировка имела большое значение и чаще всего была связана с обрядом инициации (и у мальчиков, и у девочек). Так, на Самоа «юноша, пока он не подвергся татуировке... не мог и думать о браке, над ним постоянно издевались, как над бедняком и существом низкого происхождения, не имеющим права голоса. Татуировка и скарификация — это те внешние знаки смерти и воскрешения, через которые проходил в первобытных обществах чловек, чтобы получить доступ к духовности.


Есть свидетельства о татуировках у территориально близких пазырыкцам народов. Среди археологических находок в округе Синьцзяна у европеоидных мумий обнаружены татуировки на верхней части руки, на кистях, пальцах и  спине в виде простых растительных и геометрических орнаментов. В могильнике  Субаши-3 была обнаружена  мумифицированная голова мужчины, на лице которого сохранился нанесенный краской узор: в центре лба были проведены две вертикальные линии, а на щеках нанесены но две горизонтальные линии (в духе рисунков у индусов). Вероятно, раскраска лица была известна и тагарцам Минусинской котловины. Об этом могут косвенно свидетельствовать их расписные погребальные маски-лица.

УКРАШЕНИЯ АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ






В головном уборе также повторяется символика татуировки Алтайской принцессы. Украшения вырезаны из дерева и обернуты золотой фольгой, как и все золотые украшения пазырыкцев. Высокий головной убор с золотыми украшениями, очевидно, был важной составной частью облика женщины.


Черная масса, сформировавшая парик, обтянута конским волосом. Парик украшен деревянными накосниками, покрытыми золотой фольгой. На парик крепился головной убор - высокое (61 см) сооружение из войлока в виде длинного лепестка,  обтянутое черной тканью. На него нашито 15 деревянных птичьих фигурок, обклеенных золотой фольгой. В каждую из них отдельно вставлены крылышки, лапки и хвостик из кожи. На парик крепилась,  как кокарда,  деревянная фигурка лежащего оленя с раздвоенным туловищем, в золотой фольге. Еще одно украшение прически - чехол из красной шерсти, надетый на прядь собранных на макушке волос, в него воткнута бронзовая булавка с деревянным навершием в виде оленя, стоящего на шаре (все в золотой фольге).


Среди украшений Алтайской принцессы - самое типичное украшение для всего скифского региона - золотая гривна.



Украшения выполнены из дерева и покрыты тонкой золотой фольгой, которая сама по себе плохо держит форму. Однако охранились деревянные части, которые позволяют точно установить форму гривны и друих украшений. На Алтае золото добывалось с очень глубокой древности. Интересно,  что многие рудники в 19 веке найдены по следам чудских разработок. Для пазырыкцев золото, по всей видимости, было особенно важно после смерти и имело символическое значение.


Гривны,  видимо,  выполняли роль амулетов. На деревянном обруче гривны Алтайской принцессы по всей окружности были укреплены 8 фигурок крылатых барсов. Гривна была эффектной, подобная конструкция обнаружена в Пазырыкских курганах только еще один раз. Часто встречаются гривны с обручем из бронзы и серебра, а также из прутьев, в этом случае очевидно, они были изготовлены как погребальные и при жизни их не носили. Судя по всему, гривна была обязательным элементом погребального обряда,  но это не исключает того,  что их носили при жизни. Гривны найдены во всех погребениях.




Мраморные бусины с кисточкой из лошадиной гривы.

Колец и браслетов у пазырыкцев не обнаружено, но встречаются бусы и бисер, особенно в богатых захоронениях, были они и у Алтайской принцессы. У тюрков бусины были атрибутом верхновной покровительницы детей и рожениц. Украшениями у пазырыкцев служили также аппликации из кожи, бересты и войлока на одежде, в основном в виде зверей, птиц и рыб.


Косметический набор принцессы включал кисточку из черного конского волоса с тонким деревянным стержнем внутри, привязанной (несохранившимся) кожаным шнурком, сплошь унизанным цилиндрическими мраморными бусинами, и горстки рассыпавшегося порошка яркого сине-зеленого цвета. Были также остатки разрушенного тоненького стерженька из плоских металлических колечек, заполненного этим же сине-зеленым веществом (то есть фактически это карандаш для нанесения линий или рисунков наподобие нашей подводки для глаз).

Анализ показал, что это был вивианит (синяя железная руда). Такой порошок ближе к современному времени использовался для получения зеленой краски. На Горном Алтае он известен как спутник золотоносных песков. Возможно этот порошок имел сакральное значение. Карандаш с вивианитом мог использоваться для раскраски лица, возможно у людей, наделенных особыми функциями или даром. У пазырыкцев роспись лица и тела не зафиксирована, отчасти потому, что не найдено ни одного мумифицированного лица. Но у близким к пазырыкцам народов такая традиция зафиксирована, в частности, разрисовка лица двумя спиралевидными рисунками. Возникает слабая  ассоциация с сине-зеленой бирюзой Хатхор с Синайского полострова и многочисленными шумерскими зелеными косметическими "тенями" в коробочках, обнаруженными при раскопках в Уре и других городах Шумера.




В ушах Алтайской принцессы были самые простые золотые серьги (на фото справа), хотя в некоторых погребениях встречаются серьги с подвесками в виде стилизованных грифонов (на фото слева). Серьги носили все пазырыкцы - и мужчины, и женщины.



В складках юбки найдено 5 маленьких бронзовых подвесок. Аппликацией из золотой фольги было украшено также меховое покрывало, укрывавшее все содержимое колоды мехом наружу.





В дереянную раму зеркала вставлена бронзовая пластина. Зеркало лежало у левого бедра женщины в чехле из белого и крсного войлока. У ручки зеркала лежала россыпь разноцветных бус (стекло,  паста), среди которых был один коренной зуб человека. Очевидно бусинами была расшита сумочка, в которой лежало зеркало.

На мизинцах рук женщины завязаны тонкие шерстяные веревочки. Такой обычай сохранился у эхочинов - одной из групп ойратского населения западной Монголии. Один конец черно-белой веревочки надевали на палец правой руки умершего, другой - на палец левой руки кого-то из родных умершего. Затем нить разрезали, чтобы душа умершего не оставалась вместе с живыми. Основан этот обычай на символическом значении нити как нити жизни. Нить, протянутая вверх связывала людей с небесными сферами и символизировала жизнь. Разрыв нити символизировал смерть.


Кроме вышеперечисленных источников много интересного об истории татуировкок - в книге Марии Медниковой "Неизгладимые знаки. Татуировка как исторический источник".

А также смотрите подборку видео, посвященных Алтайской принцессе.



Новость о воссоздании внешнего облика принцессы Укока




Фильм BBC об Алтайской принцессе




Местные шаманы и население ребуют захоронить мумию обратно.




Все суеверия и страшилки, связанные с раскопками могилы Алтайской принцессы, в передаче "Городские легенды"

Recent Posts from This Journal

  • Софи Лорен и ювелирные украшения

    На фотографии 1956 года итальянская киноактриса Софья Лорен в восторге от жемчужного кольца Cartier в парижском бутике. Когда мы слышим фразу…

  • Греческий крест

    После походов в Золотую кладовую в Эрмитаже увлеклась древним греческим золотом) и вообще Грецией) одновременно выбирала крест у Михайлова,…

  • Джунгарские ворота

    Некоторые географические районы оказали влияние на исторические события. Одно из таких мест - Джунгарские ворота, узкая тектоническая трещина, горный…

  • Сергей Эйзенштейн в Мексике или Хэллоуин с Эйзенштейном

    Сергей Эйзенштейн - признанный новатор кино, много внимания уделял символам, которые в кино приобретают особый смысл. Через символы он стремился к…

  • Алжирский узел любви

    Алжирский узел любви, точнее ожерелье с таким названием особенно было прославлено)) фильмом с Джеймсом Бондом "Казино Рояль". Точнее…

  • Золотая кладовая, Эрмитаж, Санкт-Петербург

    Хожу на абонементные экскурсии в Золотую кладовую в Эрмитаж. Всего три экскурсии по субботам. Экспозиция в Золотой кладовой выстроена хронологически…

  • Украшения Жаклин Кеннеди-Онассис. Узел любви

    Среди украшений Жаклин много таких, которые заключают в себе какую-нибуди историю) Одно из таких - ожерелье в греческом стиле с морским узлом,…

  • Сокровища Вианы

    Уникальный вид ювелирных украшений сохранился в традициях г.Вианы-ду-Каштелу в Португалии. Жители бережно сохраняют свою самобытную культуру,…

  • Туркменские украшения

    С раннего детства до глубокой старости туркменок сопровождали ювелирные украшения. Эти изумительные изделия создавались не только как…

promo world_jewellery april 6, 2015 01:45 56
Buy for 20 tokens
Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень - попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата…

Comments

( 80 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
solarhome66
Aug. 18th, 2015 01:59 am (UTC)
интересная находка для археологов
world_jewellery
Aug. 18th, 2015 01:30 pm (UTC)
да, это большая редкость :))
liya_fa
Aug. 18th, 2015 03:09 am (UTC)
суеверия...страшилки...всё понимаешь,но что-то в том,что их выкапывают и в музеи ставят...не то.
мёртвые и должны миру мёртвых принадлежать...
а тогда и впрям 165 см - высокий,а сейчас чуточку средний)
world_jewellery
Aug. 18th, 2015 03:17 pm (UTC)
Я согласна и тоже много сейчас об этом думаю - где грань между познанием, научным изучением древности и гробокопательством.. С другой стороны, если захоронения находят черные археологи - они вообще выбрасывают кости и теряется много важной информации, не говоря уже об уважении к мертвым. Они только ищут золото. А кожа с руки вождя с татуировкой, вывешенная в Эрмитаже вызывает у меня дрожь. Сложный вопрос. Если бы не разрезали трупы в анатомических театрах, хирургия не достигла бы нынешнего уровня... А рост да, считался высоким :)) Кстати Гёбекли-Тепе - древний храм на Армянском нагорье в Турции немцы раскопали, предполагается, что нижние слои могут относиться к 12 тыс. до н.э. Так они законсервировали значительную часть раскопок до тех пор, пока не появятся более совершенные способы раскопок и работают только в одной определенной части. Так что идем к цивилизации :)))
(no subject) - liya_fa - Aug. 22nd, 2015 11:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - world_jewellery - Aug. 23rd, 2015 06:45 pm (UTC) - Expand
rider3099
Aug. 18th, 2015 05:02 am (UTC)
Очень интересно!
world_jewellery
Aug. 18th, 2015 04:25 pm (UTC)
Да, я сама не ожидала, что тема такая интересная :)))
mazepa_1
Aug. 18th, 2015 05:43 am (UTC)
да уж, татуировка заменяла и украшения, и и служила оберегом, и заменяла документы..
как говори л Матроскин, уши, лапы, хвост- вот мои документы..)
world_jewellery
Aug. 18th, 2015 04:03 pm (UTC)
точно - за не имением данных частей тела приходилось "пририсовывать" :))
astrochuchundra
Aug. 18th, 2015 06:45 am (UTC)
Как она носила эту "шляпку", интересно? Это ж нелегко лавировать, наверное, с такой башней на голове....
world_jewellery
Aug. 18th, 2015 03:39 pm (UTC)
Ну в общем да, на кухне, к примеру, не очень удобно, в смысле в юрте хозяйством заниматься :)) может у входа стояла - как гости или выходить - так надеваешь :)) но, мне кажется, это очень красиво - и это похоже на прообраз и корон и ведьминских колпаков :))))
livejournal
Aug. 18th, 2015 07:55 am (UTC)
Татуировки и украшения Алтайской принцессы
Пользователь art_rona сослался на вашу запись в своей записи «Татуировки и украшения Алтайской принцессы» в контексте: [...] Оригинал взят у в Татуировки и украшения Алтайской принцессы [...]
world_jewellery
Aug. 18th, 2015 09:47 am (UTC)
Re: Татуировки и украшения Алтайской принцессы
+
Katinka_A
Aug. 18th, 2015 08:09 am (UTC)
Спасибо за интереснейшую информацию. Задумываюсь о татуировке, очень актуально :)
world_jewellery
Aug. 18th, 2015 02:42 pm (UTC)
я не ожидала даже, что тема мне будет так интересна, кстати, есть серия фильмов-передач, называется, кажется, Охотники за тату - парень ездит по всему миру, где сохранился древний обычай тату и ему там наносят татуировки, я все пересмотрела - так интересно, но себе бы несмываемую не сделала все же :))
crevedco
Aug. 18th, 2015 08:27 am (UTC)
Никогда бы не подумал, что татуировка может так хорошо сохраниться. Мне казалось, она уже лет через 20 после нанесения размывается и бледнеет.
world_jewellery
Aug. 18th, 2015 02:27 pm (UTC)
я думаю, что яркой ее сделали после восстановления в лаборатории, уж не знаю случайно или специально/ это большая редкость, чтобы на мумии была видна татуировка в момент, когда ее отрыли, в случае с алтайской мумией это выглядело как подарок - ее увидело множество людей, но татуировка тут же стала исчезать, поэтому и стали потом проверять другие пазырыкские мумии и собственно, догадались, что татуировки наносились в древности практически поголовно :))
arysev
Aug. 18th, 2015 12:53 pm (UTC)
Цивилизация, прогресс, научно-техническая революция...
Две с половиной тысячи лет прошло, и опять каждая вторая девушка с татуировками. Ничего не меняется.
world_jewellery
Aug. 18th, 2015 01:35 pm (UTC)
а отож :)) честно говоря, подозреваю, что одним из толчков для нового витка моды на татуировки была как раз находка Алтайской принцессы :))
(no subject) - arysev - Aug. 18th, 2015 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - world_jewellery - Aug. 19th, 2015 01:38 pm (UTC) - Expand
denis_balin
Aug. 18th, 2015 02:22 pm (UTC)
сейчас татуировки уже не те!
world_jewellery
Aug. 19th, 2015 11:29 am (UTC)
ну да, сейчас по каталогу делают, а раньше это было магическое действо и волшебство))))
rosa_wolke
Aug. 18th, 2015 02:22 pm (UTC)
Прошли тысячелетия, а в мире ничего не изменилось: украшают себя разными способами. А вообще - это была короткая, но все же чья-то жизнь. А теперь экспонат.
world_jewellery
Aug. 19th, 2015 05:58 pm (UTC)
мумии вообще настраивают на философский лад, но на меня большее впечатление производит мумия женщины из села Мартышкина, которую вымыло наводнением с кладбища в 19 веке - выставлена в музее гигиены на Итальянской
(no subject) - rosa_wolke - Aug. 19th, 2015 06:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - world_jewellery - Aug. 20th, 2015 01:21 am (UTC) - Expand
tulyakov_2012
Aug. 18th, 2015 04:11 pm (UTC)
Жуть ...
world_jewellery
Aug. 19th, 2015 06:32 pm (UTC)
Да, не для слабонервных)))
(no subject) - tulyakov_2012 - Aug. 19th, 2015 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - world_jewellery - Aug. 20th, 2015 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - tulyakov_2012 - Aug. 20th, 2015 10:41 am (UTC) - Expand
natashagal
Aug. 18th, 2015 11:45 pm (UTC)
Потрясающе интересно! Как из археологической находки можно восстановить уклад жизни тысячелетия назад!
Девочки такие девочки))) Синяя тушь и тени))) Мраморные бусы)
И любопытные орнаменты татуировок. А что, если это не мифические животные, и они действительно существовали?
world_jewellery
Aug. 19th, 2015 07:21 pm (UTC)
археология интересная наука)) а с находкой алтайской особенно повезло... а что касается фантастических животных, мне кажется, это символика, созданная человеком, по крайней мере сейчас я в этом убеждена, древние люди не знали как изобразить бога, но понимали, что он не может быть похож ни на кого конкретно, отсюда многочисленные полулюди - полуживотные и разные фантастические существа, в которых соединялись части разных известных им животных в один символ, но всякое может быть :))
(no subject) - natashagal - Aug. 19th, 2015 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - world_jewellery - Aug. 20th, 2015 09:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - mir_haosa - Aug. 19th, 2015 01:10 am (UTC) - Expand
world_jewellery
Aug. 19th, 2015 10:41 am (UTC)
Действительно шедевр!
lusia_lusi
Aug. 19th, 2015 06:51 am (UTC)
Удивительная сохранность, конечно. Татуировки симпатичные, мне нравятся очень, а вот прически - шик высокой моды, с такими только по подиуму ходить. Если расценивать их с высоты нашего времени!
world_jewellery
Aug. 19th, 2015 11:04 am (UTC)
Согласна! Прическа восхищает! Что интересно - я ни за что не поверила бы, если бы мне сказали, что я буду восхищаться татуировками :))) Но пазырыкский символ - олень с клювом грифона и такие же клювы на кончиках рогов и хвоста - мне кажется шедевром)))
(no subject) - lusia_lusi - Aug. 19th, 2015 11:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - world_jewellery - Aug. 20th, 2015 01:48 am (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 80 comments — Leave a comment )

Profile

кольца
world_jewellery
Украшения мира

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com