Украшения мира (world_jewellery) wrote,
Украшения мира
world_jewellery

Category:

Хатхор, Бирюзовая госпожа и ее храм на древних месторождениях бирюзы в Серабит эль-Хадим

Все-таки удивительно похожи легенды о Хозяйках месторождений, Горных девах и королях, о стражах подземных богатств, принимающих облик змеи или ящерицы у разных народов. А еще о маленьких существах, охраняющих горные сокровища и одновременно обладающих даром создания магических ювелирных украшений. След этих легенд находят и на Синае, и в Уральских горах и в скандинавской мифологии. Не тянется ли этот след за миграцией какого-то древнего народа, хорошо знакомого с добычей и выплавкой металлов, поклонявшегося змеиной богине?

Впрочем, начну с хорошей новости. У путешественников, отдыхающих в Шарм-аль-Шейхе появилась возможность посетить храм Хатхор - Владычицы бирюзы, который находится в Серабит эль-Хадим. В Хатхор, владычице горных руд и сокровищ земли, наши соотечественники легко узнают родную сестру нашей Хозяйки медной горы.

Медь была первым металлом на земле, который начал обрабатывать и использовать человек. Синай - одно из древнейших мест на Земле (если не самое древнее), где человек начал добывать медь. Залежи меди, а вместе с ней и бирюзы начали здесь разрабатывать 8 тыс лет назад, а около 3500 г. до н.э. в Южном Синае была обнаружено крупнейшее бирюзовое месторождение, разработка которого осуществлялась здесь более двух тысяч лет. Это самое древнее и легендарное месторождение бирюзы. Легенды о Владычице бирюзы раскрывают сакральный смысл бажовских сказов. Бирюза была священным камнем Хатхор и символом бессмертия.



Имя богини в переводе означает дом Хора (имеется в виду небо) - Хатхор была богиней неба, любви, материнства, богиней-матерью, способной перерождать мертвое в живое. Бирюза символизировала возрождение и вечную жизнь. Амулеты из бирюзы, как и амулеты с изображением Хатхор защищали от злых духов и от сглаза, кроме всего прочего Хатхор была покровительницей горных рабочих, а также искателей кладов и древних геологов. Интересно, что в Древнем Египте не были известны самые ценные в наше время камни - бриллианты, изумруды, сапфиры и рубины. В украшениях использовались камни, которые мы сейчас называем полудрагоценными, но в Древнем Египте они были чрезвычайно ценны. Особенно ценились бирюза, сердолик, лазурит, который привозился из Бадахшана (территория нынешнего Афганистана). О бадахшанской жрице Пу-аби и ее лазуритовых украшениях ранее я писала здесь. Бирюза также была очень дорогим, царским камнем в Древнем Египте.

Бирюза не просто была священным камнем Хатхор - бирюзовой была и сама богиня. Археологом Питри найдены фрагменты лица статуи Хатхор с бирюзовой кожей и лазуритовыми бровями - кожа статуи богини была покрыта пластинками бирюзы c использованием инкрустации. Изображения Хатхор также часто были золотыми, "золотая владычица богов" - еще один эпитет богини. В гимне Серабит говорится "Когда ступает она по земле совершенная - под стопами ее проступают камни драгоценные. Мир ликует, потому что смеется она". Хатхор могла являться в образе змеи, ящерицы, скорпиона (о Медном змее ниже). Когда ступает Хатхор, перед ее стопами расступаются драгоценные камни и бегут медные ящерицы, которые смыкаются в красочный пол, образуя различные рисунки. Карлы несли за ней подносы с драгоценными камнями. В коллекции Ив Сен Лорана была редкая древнеегипетская подвеска скорпиона с женским лицом - Селкет, владычицы дыхания, ныне собрание Гандур.

Больше всего интересной информациии и многое впервые на русском языке на эту тему можно найти у Виктора Солкина, которого я много здесь цитирую, например, в его заброшенном аккаунте в жж, остальные ссылки в конце поста.




Вотивная (приносимая в дар или в жертву богине) маска Хатхор из Тимны

По-древнеегипетски Синай назывался Та Мефкат (Хетиу Мефкат) - «бирюзовые холмы». Арабы тоже часто называют Синай «землёй бирюзы» – Ард эль-Файруз. Бирюза (мефкат) широко использовались в древности для изготовления царских украшений и вотивных предметов (приносимых в дар богам), скарабеев и других предметов для погребального инвентаря, а также амулетов. Синай богат также аметистами (здесь есть и Аметистовая госпожа в Вади Худи).




Сейчас в Серабит эль-Хадим находятся руины редчайшего египетского храма, воздвигнутого за пределами основной территории Египта синайскими рабочими. Развалины храма находятся на вершине горы, 800 метров над уровнем моря, его главное святилище вырублено прямо в скале - чтобы увидеть храм, на гору придется подняться пешком. По всей видимости верования местных жителей и горных рабочих сплелись с культом Хатхор, в честь которой египетские фараоны воздвигали здесь святилища и стеллы с памятными надписями. Египтяне контролировали здесь добычу полезных ископаемых, особенно бирюзы с конца 4 тыс. до н.э. Во времена Нового царства храм был расширен, но прекращена добыча бирюзы египтянами еще в I тыс. до н.э. - хотя местные бедуины продолжают традиции древних промыслов по сей день. В Серабит эль-Хадим также поклонялись богу Сопеду, сохранились руины святилищ, посвященных египетским фараонам и богу Птаху. Последние египетские находки здесь датируются 10 веком до н.э. Древний храм со всех сторон окружен шахтами и стоит буквально на знаменитых древних месторождениях бирюзы.





Храм Хатхор выглядит как двойной ряд стелл, ведущих к святилищу богини, вырубленному в скале. Создание скального святилища относится к 12 династии, вероятно, оно было построено при Аменемхете III. Лучшие древнеегипетские украшения обнаружены в женских гробницах 12 династии. У входов в шахты встречаются вырубленные в камне изображения фараонов, это подчеркивало, что копи приналежат царям Египта. К сожалению, много памятников было утрачено в 19 веке, в результате попыток британцев вновь открыть копи. Последующая история этих мест также не способствовала сохранности памятников.



В древности в храм совершались паломничества, посещали святилище все великие женщины Древнего Египта и знатные дамы из царских египетских семей. Богине подносились жертвоприношения в разных формах, в том числе в виде фаянсовых масок и статуэток Хатхор, на которых сохранились надписи с именами дарительниц. Паломничества носили очистительный характер - неподалеку находятся минеральные источники (по сей день в Египте популярна минеральная вода Барака, что в переводе означает "благодать"), которые в древности считались священными источниками богини. Совершала такие паломничества женщина-фараон Хатшепсут, которая также много сделала для строительства храма.




Святилище бога Птаха со статуями священных павлинов


Египтяне и бедуины знали об этом храме на протяжении веков, но для современного мира его «открыл» Рейнхольд Нибур в 1792 г. Раскопки храма начались в начале XIX в. Здесь работали Алессандро Риччи, К.Рихард Лепсиус, Томас Палмер. Работа археолога Ф.Питри о раскопках на Синае в 1905-1906 гг. "Исследования в Синае" ("Researches in Sinai") стала первым археологическим исследованием, открывшем миру историю этих древних копей. Ему же принадлежит открытие протосинайской письменности. Интерес к этому месту усилился в 1970-80-е годы, появилось много публикаций. Но для широкой публики храм и бирюзовые копи оставались неизвестными практически до наших дней.




Чтобы добраться сюда нужно было совершить нечто вроде экспедиции, хотя храм в Серабит-эль-Хадим давно являлся популярным местом остановки во время сафари по пустыне на внедорожниках. Однако любопытство туристов и, возможно, успех аналогичного, но гораздо меньшего храма Хатхор недалеко от Эйлата, наконец, вынудило египтян предпринять шаги для того, чтобы сделать дорогу к храму более доступной. Экскурсии сюда начали организовывать недавно, к горе протянута асфальтированная дорога и создается туристическая тропа на вершину горы к храму.



Хатхор и Птах


Карлы, служители Хатхор - это патеки, которые представляют из себя ипостась бога Птаха, владыки подземного мира, смерти и тайн земли. Патеки, таким образом - хранители подземных сокровищ или сокровищ горы и, одновременно,  владыки магии и магического искусства трансформации. Что характерно - амулеты в виде Патеков часто использовались для защиты от змей. Их изображали почти также, как бога Беса в виде кривоногого карлика. Но в отличие от бородатого Беса, Патеки были лысыми, а на лысине у них часто было вырезано изображение скарабея. В руках у них были кинжалы для борьбы со злыми духами и змеями. Подобные амулеты, не только связанные с горой, но и "более широкого профиля" были чрезвычайно распространены по всему Египту и Финикии.

Среди древнеегипетских ювелиров более половины были карликами - считалось, что они обладают врожденным магическим даром, необходимым для создания ювелирных украшений, которые всегда в Египте имели магический смысл.


Патеки из Бостонского и Бруклинского музеев. Греки называли этих маленьких божков "патайкос" вслед за Геродотом, иногда их называют паттакосами

У скандинавов и германцев наряду с горными королями и девами распространены легенды о цвергах, двергах, троллях, гномах, которые не только охраняли сокровища, но и создавали магические предметы для богов. В этой мифологической традиции можно увидеть отзвуки древнеегипетских верований. Еще немного на эту тему и о пещере горного короля Грига здесь.

Особенно древние свидетельства о разработках древними египтянами имеют копи в Вади Магара (примерно в 200 км от Каира) - на скалах высечены рельефы с изображениями царей Сехемхета (III династия) и Снофру (IV династия), повергающих булавой чужестранцев. Там же находятся самые ранние бирюзовые и медные рудники, но затем область их разработки переместилась в Серабит эль-Хадим (10 км от Вади Магара). К основным районам добычи относились также Вади Хариг и Бир Насб. Древние горняки оставили многочисленные граффити, которые позволяют узнать о датах и выполненных ими работах и имена их начальников. По этой причине Серабит эль-Хадим часто называют Храмом народа.




Статуэтка Nehemtawy из бирюзового фаянса,  обнаженная, со сжатыми руками, в головном уборе в виде фрагмента систра. Редкая форма Хатхор. Династия XXVI, 664-525 до н.э. Nehemtawy была женой бога змея Nehebu-kau в Гермополисе и Джехути была женой Тота.

В районе копей существовали поселения и культовые центры божеств, повелителей полуострова и восточных границ Египта - Хатхор, Сопду и Тота. В Вади Магара существовало поселение  разработчиков меди и бирюзы в 125 каменных домах. Здесь также найдены следы тиглей для переплавки меди в слитки, которые отправлялись в Египет. Центральное святилище в храме Вади Магара посвящено Тоту.



Еще одно знаменитое синайское святилище Хатхор находится в Тимне, в 25 км от Эйлата на территории современного Израиля, это место связывают с местонахождением копей царя Соломона. Впрочем, этим названием древние разработки обязаны Нельсону Глюку, считается, что сам Соломон здесь никогда не бывал. Медные шахты в Тимне также считаются одними из первых свидетельств добычи человеком меди. Добыча меди велась здесь египтянами в сотрудничестве с мадианитянами и амалекитянами.

Археологами в храме Хатхор в Тимне найдено несколько тысяч артефактов - богине приносились жертвы в виде медных изделий, алебастровых сосудов, скульптуры кошек и леопардов из фаянса, печати, бусы, скарабеи из камня и меди, а также маски и статуэтки Хатхор. После ухода египтян мидийцы уничтожили многие египетские памятники. Здесь же была найдена статуэтка медного змея с золоченой головой. Медный змей был описан в Книге Чисел: "И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, остался жив". В истории Моисея можно увидеть отголосок веры в женское змеиное божество, как бы оно не называлось - Ашерах, Ашера, Иштар, Анат или Астарта... А изображение змеи, обвивающей чашу по сей день является символом медицины и исцеления.






Золотой браслет с синайской бирюзой, Каирский музей

Руины храма Хатор в Тимне, покровительницы сокровищ земных недр, обнаружены у подножия скалы под названием Соломоновы столбы, на нем имеются надписи фараонов от Сети I до Рамсеса V. Это популярный маршрут для путешествующих по Израилю туристов. В Эйлате продается много украшений из эйлатского камня, добываемого в этих местах.



Амулет Хатхор, приблизительно 716-30 до н.э. из бирюзового фаянса,лицо богини с двух сторон, 7 х 2,4 х 3,1 см, между прочим можно купить за 2450$ здесь

Известно, что Хатхор, кроме прочих ее ипостасей почиталась как богиня-змея. В храме Хатхор в Тимне совмещались как египетские храмовые ритуалы, так и ритуалы местных культов. Существуют предположения, что прообразом Хозяйки бирюзы наряду с Хатхор могли быть и ханаанская Астарта, и богиня Баалат из Библоса и другие древние богини. Хатхор, например, также отождествляют с богиней Кадеш (Кетеш), которая первоначально изображалась как обнаженная женщина с полумесяцем на голове, стоящая на спине льва. Подробнее




Пектораль из Метрополитен музея, 12 династия, 19 век до н.э., золото, гранат, бирюза, ширина 8,3 см


Ученые-антропологи и этно-археологи изучают бедуинов, живущих в Серабит эль-Хадим. Несмотря на наличие мобильных телефонов и других благ цивилизации бедуины до сих пор сохраняют старые традиции, благодаря которым антропологи получают сведения об их исконном образе жизни. Жизнь бедуинов далека от комфорта, их дети не учатся в школах. Мужчины-бедуины сопровождают туристов к заброшенным копям, женщины изготавливают сувениры из меди и бирюзы.



Местные туземцы хранят секреты ручных способов добычи бирюзы в зброшенных копях и предлагают туристам кусочки камня - типичная картина здешних мест. Редко когда туристы уезжают отсюда без кусочка сине-зеленой бирюзы на память об этих священных местах Синая.




По легенде это кольцо из синайской бирюзы принадлежало Нефертити, а затем стало подарком учителя Елене Рерих. На камне вырезано иероглифами имя царицы. Кольцо хранится в московском музее Рериха - пост о музее здесь.


Фрагмент пекторали с сестрами-богинями Нефтидой и Исидой (золото, ляпис-лазурь, сердолик, секло). Каирский-музей. Это украшение на редкость удачно иллюстрирует тему. Невольно возникают ассоциации с зеленым цветом кожи Осириса или с лицами богинь, в основе поклонения которым лежит культ дерева.



Пектораль Осириса из гробницы Тутанхамона отсюда        





Сделана из фаянса и имеет украшения на теле. Хранится в Лувре (E 10942). Украшения на теле могут рзначать татуировки, хотя египтяне их вообще-то не делали. Облик богинь частенько принимали жрицы культа, в которых вселялась божественная сущность. Попалась фотография здесь. Некоторые размышления по поводу древних богинь излагала здесь.



По виду эта богиня старше классической египетской Хатхор, хотя тоже ушастая. Возможно в Хатхор из Синая соединились черты как египетской богини любви Хатхор, так и черты местного культа богини-змеи.

Встречается синайская бирюза разных оттенков, но особенно характерными считаются зелено-голубые оттенки. Зеленый и голубой цвета считались у египтян цветами вечной жизни, которой повелевает Хатхор. Первая возникающая ассоциация - египетский бог Осирис, который чаще всего изображается с телом зеленого цвета, что символизирует возрождающуюся природу.

Из всех легенд и культов горных богов и богинь в мире культ Хатхор скорее всего один из самых древних. На данный момент самыми древними местами, где зафиксирована добыча меди и следы разработок древнейших медных рудников как раз и являются Малая Азия (археологическая культура Чаттал-Хююк на территории современной Турции) и Синайский полуостров. Здесь зародилась добыча меди - логично предположить, что здесь же зародились и божества медных месторождений.





Минойская богиня змей 17-16 вв до н.э., Археологический музей Ираклиона

В этих местах был широко распространен культ богини-змеи. Его отголоски слышны и в образе Медузы, и в крито-минойских культах. В записанных Бажовым сказах многие исследователи видят отголоски мифов ханты и манси. Хотя неудивительно будет, если в конечно счете обнаружатся связи между уральскими и синайскими традициями.

Знаменитое египетское змеиное божество именовалось Рененутет (Эрнутет, Ренетут, Рененет), греки называли ее Термутис (Фермутис) - богиня плодородия, хранительница урожая,  мать бога зерна Непри. Уаджит (Уто) - древнеегипетская богиня в виде красной кобры, покровительница Нижнего Египта. Ее часто изображали в виде кобры, которая обвивает стебель папируса. Греки отождествляли ее с Латоной. Фараоны считали ее источником царской власти в Нижнем Египте, в головных уборах фараонов Уаджит символизировал урей (налобное украшени в виде змеи).

Еще одна египетская богиня, которая изображалась в виде женщины со змеиной головой (или льва) - Меритсегер, богиня Фиванского некрополя, кладбищ и строителей гробниц. Змея, как и сова - были символами мудрости греческой Афины. Эсхил упоминает как место ее рождения озеро Тритонида в Ливии, по свидетельству Геродота Афина была дочерью Поcейдона и богини озера Тритониды - есть версии финикийского происхождения богини. В индуизме в виде змееподобных мифических существ изображают нагов, в китайской мифологии прародительница человечества богиня Нюйва и ее брат и супруг изображаются также в виде нагов.





Змеиная богиня из Керченского музея

Змеиной богине - Табити поклонялись скифы (Апи, праматерь скифов, также богиня-змея). Греки видели ассоциацию со скифской богиней в медузе Горгоне.  От связи Геракла со змеиной богиней и произошел скифскоий народ по версии греков.  Кстати, одно из скифских скульптурных изображений богини-змеи, хранящееся ранее в Керченском музее, до сих пор находится в Нидерландах, в связи с неразрешившимся по сей день спором.


Золотой змеевик - черниговская гривна, найдена под Черниговом в 1821 году, хранится в Эрмитаже


В синайском храме Хатхор поклонялись также богу Сопду, стражу дорог в пустыне. Невольно вспоминаются монгольские "обо", посвященные хозяевам дорог и гор. Кстати и в Монголии и у близких им народов тоже распространено особое отношение к полудрагоценным камням, особенно к бирюзе, нефриту и сердолику, месторождения которых встречаются в этих регионах. См. пост о сокровищах гуннов.





Золотое колье с 9 скарабеями, 19 династия, 1640-1190 гг до н.э., на застежке выгравированы цветы лотоса, большинство из скарабеев - бирюзовая глазурь. Аукцион Сотбис



Древнеегипетское ожерелье из амулетов, аукцион Кристис


Источники:
maat.org.ru
видеолекция  в блоге В.Солкина
много фотографий Серабит эль-Хадим
еще такой туристический сайт
еще о храме
о Хатхор в Палестине
о Патайкосах
mmckinny.blogspot.ru


Tags: Серабит эль-Хадим, Хатхор, бирюза, богини, владычица бирюзы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Золото и ювелирное искусство этрусков

    Этрусская цивилизация существовала в I тысячелетии до н. э. примерно на территории современной Тосканы в Италии. Культура этрусков предшествовала…

  • Турецкий "Дар", Гебекли-Тепе и татуировки на подбородке

    Турецкий сериал "Дар" или "Атийе", снятый в стиле "Кода да Винчи" или "Индианы Джонса", но на турецкий манер,…

  • О происхождении колец и их символики. Обручальная татуировка

    История колец, по всей видимости, начинается еще в те времена, когда кольца еще даже и не носили. Раскрашивание и татуирование кожи в древнем мире…

  • Екатерингоф. Драгоценности и судьба

    "Чем мы не римлянки, приносившие на алтарь отечества свои драгоценности!" Менделеева-Блок Петергоф знают все. а Екатерингоф, подаренный…

  • Карельское карсикко

    Карсикко - особым способом обрубаемое или срубаемое хвойное дерево. Традиция, распространенная у финно-угров, - карел, финнов и других народов.…

  • Брошь маркизы де Севинье

    Жиль Л'Эгаре, один из величайших ювелиров века Людовика XIV, создал «noeud à l'Egaré» или «брошь…

  • Кипрский бык

    Древнее изрбражение священного быка на Кипре не редкость, интересно, что изображение верховного божества в древние времена носили также и в виде…

  • Древнеегипетский Бес и танцы воинов

    Кто видел хоть раз боевые танцы маори, конечно, обратил внимание на лица танцоров. Цель танца - напугать противника, воины маори выпучивают глаза и…

  • Золотые серьги-бусины

    Такие серьги из позолоченного стекла были особенно популярны с середины первого века до нашей эры до первого века нашей эры) Позолоченная бусинка…

promo world_jewellery april 6, 2015 01:45 67
Buy for 20 tokens
Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень - попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments