Украшения мира (world_jewellery) wrote,
Украшения мира
world_jewellery

Categories:

8-конечные символы в мировой культуре

Гу­нель­ве, звез­да Анд, ки­зи­ли, то­лэ­зе, аусек­лис, Виф­ле­ем­ская звез­да, цветок Фойе, жұлдызша, та­нас­лах сал­та­ре… и мно­гие дру­гие име­на носит один из са­мых за­мет­ных сим­во­лов че­ло­ве­че­ст­ва — 8 ко­неч­ная звез­да. Её мож­но встре­тить у со­вер­шен­но непо­хо­жих в куль­тур­ном плане на­родов на всех кон­ти­нен­тах Зем­ли: в Ев­ра­зии, Се­вер­ной и Юж­ной Аме­ри­ке, Аф­ри­ке, Ав­ст­ра­лии и Океа­нии.

Новый этап в изучении этого, одного из самых интересных символов, демонстрирует статья Е.Багрина и А.Карпаевой «Восьмиконечная звезда как символ интеркультурной коммуникации». Чаще всего начало его связывают с Месопотамией, но также в настоящее время много обсуждается совпадение этого символа с аналогичным, распространенным в доколумбовых цивилизациях Америки. В исследовании Е.Багрина и А.Карпаевой, показан убедительно возможный вариант распространения 8-конечной звезды  по миру из неолита Китая.  Ниже большой текст и ссылка на статью. Уверена, что это исследование многим будет интересно)


Фото и о базилике Нотр-Дам-де-Фурфьер в Лионе  здесь


Ис­сле­до­ва­тели Д.В. Де­о­пи­ка и М.Ю. Уль­я­но­ва вы­де­лили сим­вол 8 ко­неч­ной звез­ды в древ­них неоли­ти­чес­ких куль­ту­рах Юго Вос­точ­но­го и Вос­точ­но­го Китая: Танц­зя­ган (4800—4300 гг. до н.э.), Да­дунь­цзы (3900—3700 гг. до н.э.), Сунц­зэ (3600—2700 гг. до. н.э.) и Да­вэнь­коу (3500—2800 гг. до н.э.) [6; 7]. С.В. Лап­тев опуб­ли­ко­вал неф­ри­то­вые ве­щи с 8 ко­неч­ной звез­дой, най­денные в мо­гиль­ни­ках куль­ту­ры Линц­зя­тань, воз­ник­шей око­ло 4600 лет назад в том же ре­гионе




В оте­че­ст­вен­ной ис­то­рио­гра­фии 8 ко­неч­ной звез­де наи­боль­шее внима­ние уде­лил К.М. Кли­мов. Древ­ней­ши­ми изо­бра­же­ния­ми звез­ды он счи­тал фреску из Телль-Эль-Рас­су­ля, да­ти­руе­мую IV тыс. до н.э., свя­зы­вая её с семит­ской куль­ту­рой и звез­ду с ча­ши в Чонг-де­пе в Сред­ней Азии (Юж­ная Турк­ме­ния), да­ти­руе­мой IV—III тыс. лет до н.э. (рис.1: 3, 1: 5). К.М. Климов от­ме­тил, что да­лее сим­вол рас­про­стра­ня­ет­ся в Дву­речье и Иране, ста­но­вит­ся ат­ри­бу­том бо­ги­ни Иси­ды в Егип­те, а в III—I тыс. лет до н.э. исполь­зу­ет­ся в раз­лич­ных куль­ту­рах на тер­ри­то­рии Уз­бе­ки­ста­на и Ана­толии.

По мне­нию учё­но­го, тра­ди­ция изо­бра­же­ния 8 ко­неч­ных звёзд «Бейт Ле­хем» в Па­ле­стине во вре­ме­на Ви­зан­тий­ской им­пе­рии пе­ре­шла в христи­ан­скую тра­ди­цию. Так­же им от­ме­че­но ши­ро­кое при­сут­ст­вие 8 ко­нечной звез­ды в де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном ис­кус­ст­ве жи­те­лей Кип­ра, Азербай­джа­на, Тур­ции. Со­относя своё мне­ние с Л.И. Ро­слав­це­вой, К.М. Кли­мов счи­тал, что че­рез крым­ско-та­тар­скую куль­ту­ру звез­да миг­ри­ро­ва­ла к наро­дам Вос­точ­ной Ев­ро­пы, бол­га­рам и ар­мя­нам, а че­рез ви­зан­тий­ское искус­ст­во к юж­но­сла­вян­ским на­ро­дам Бал­кан­ско­го по­лу­ост­ро­ва. По­яв­ле­ние 8 ко­неч­ной звез­ды у венг­ров К.М. Кли­мов от­но­сил к XV в., а у вос­точных сла­вян и при­бал­тий­ских фин­нов и тюр­ков Вос­точ­ной Ев­ро­пы — к XVIII—XIX вв., от­ме­чая осо­бен­ное ме­сто сим­во­ла в куль­ту­ре эс­тон­цев, ка­ре­лов и веп­сов, уд­мур­тов, морд­вы и баш­кир. Един­ст­вен­ны­ми на­ро­да­ми в Си­би­ри, у ко­то­рых по­яв­ля­ет­ся звез­да, сле­дуя за дан­ными ис­сле­до­ва­ний С.В. Ива­но­ва, К.М. Кли­мов счи­тал хан­тов и ман­си

С.И. Ры­жа­ко­ва в кни­ге о ла­тыш­ских ор­на­мен­тах от­ме­ти­ла, что в Вос­точной Ев­ро­пе сим­вол 8 ко­неч­ной звез­ды встре­ча­ет­ся на­чи­ная с куль­ту­ры Кара­но­ва в Бол­га­рии (VI—IV тыс. лет до н.э.) и ши­ро­ко рас­про­стра­нён в де­кора­тив­но-при­клад­ном ис­кус­ст­ве За­пад­ной Ев­ро­пы, Ма­лой и Сред­ней Азии, Кав­ка­за и Си­би­ри. Она так­же счи­та­ла, что звез­да от­сут­ст­во­ва­ла в древ­ности в куль­ту­рах бал­тов и фин­но-уг­ров и свя­зы­ва­ла её по­яв­ле­ние у на­ро­дов При­бал­ти­ки с за­пад­но­ев­ро­пей­ским влия­ни­ем в сред­не­ве­ковье.


Я. Лен­су, об­ра­ща­ясь к те­ме про­ис­хо­ж­де­ния сим­во­ла 8 ко­неч­ной звезды у бе­ло­ру­сов, пи­сал, что он был «при­сущ в древ­но­сти всей вос­точ­носла­вян­ской на­род­ной тра­ди­ции» и име­ет рас­про­стра­не­ние в ор­на­мен­тах ук­ра­ин­цев, рус­ских и по­ля­ков на Бе­ло­сто­чине. Так­же он об­ра­тил внима­ние и на ши­ро­кое его упот­реб­ле­ние бал­та­ми — ла­ты­ша­ми, ли­тов­цами — и финно-уг­ра­ми: эс­тон­ца­ми, фин­на­ми и ка­ре­ла­ми, а так­же их сосе­дя­ми — шве­да­ми и нор­веж­ца­ми. При­ни­мая во вни­ма­ние оче­вид­ную взаи­мо­связь меж­ду эти­ми на­ро­да­ми, Я. Лен­су, в от­ли­чие от С.И. Ры­жа­ковой, счи­та­ет, что звез­да поя­ви­лась в древ­но­сти у фин­но-уг­ров, жив­ших в рай­оне Вол­ги и Ура­ла, и при по­сле­дую­щей их ми­гра­ции пе­ре­да­лась балтам и сла­вя­нам




Знак восьмиконечной звезды толезе 'лунный узор' - один из главных удмуртских символов. В наше время он представлен на гербе и флаге Удмуртской Республики и трактуется как восьмиконечный солярный знак, оберегающий от несчастий Вышивка толезе являлась главным и центральным элементом свадебного нагрудника. Такой нагрудник надевался невесте по приезде ее в дом жениха. Без него нельзя было играть свадьбу. Как правило, этот узор был выполнен шелковыми нитями насыщенного кирпично-красного цвета.  Отсюда


Од­ной из по­след­них ра­бот, ка­саю­щих­ся ми­гра­ции 8 ко­неч­ной звез­ды, ста­ла статья А. Кар­по­вой, ко­то­рая по­ка­за­ла факт зна­чи­тель­но­го со­от­ветст­вия это­го сим­во­ла и смы­слов, ко­то­ры­ми он на­де­ля­ет­ся в куль­ту­рах Удмур­тии и Эк­ва­до­ра





Пет­рог­лиф «La piedra de los Machines» в Ко­лум­бии. Cкала с петроглифами длиной 2,20 метра, высотой 2,70 метра, рисунок содержит изображения обезьян, сопровождающих 2 антропоморфные фигуры с жезлами и 8-конечную звезду, вписанную в 2 круга, известный как “El Sol de los Pastos” - солнце пастбищь.




Так­же «Солн­це Пас­тос», как на­зы­ва­ют 8 ко­неч­ную звез­ду в этом ре­гионе, изо­бра­же­но на ор­на­мен­тах ко­лум­бий­ской ке­ра­ми­ки и эк­ва­дор­ских тка­нях с тер­ри­то­рии Ото­ва­ло, сде­лан­ных при­бли­зи­тель­но 3100 лет до н.э.




Та­ким об­ра­зом, на дан­ный мо­мент мы мо­жем вы­де­лить несколь­ко древ­ней­ших ре­гио­нов, где в сим­во­ли­ке с пе­рио­да неоли­та и ран­ней бронзы из­вест­на 8 ко­неч­ная звез­да:

1) Юго-Вос­точ­ный и Вос­точ­ный Ки­тай;
2) Ме­со­по­та­мия;
3) Сред­няя Азия (Юж­ная Турк­ме­ния);
4) Юж­ная Аме­рика (Ко­лум­бия и Эк­ва­дор). Так как же звез­да мог­ла поя­вить­ся у на­ро­дов, ко­то­рые в рас­смат­ривае­мый ис­то­ри­чес­кий пе­ри­од не име­ли ни­ка­ких свя­зей?


8 ко­неч­ная звез­да мог­ла поя­вить­ся на аме­ри­кан­ском кон­ти­нен­те в ре­зуль­та­те древ­ней­ших ми­гра­ций с людь­ми из Ста­ро­го Све­та, пере­шед­ши­ми Бе­рин­гию. Со­глас­но при­ня­тым в нау­ке тео­ри­ям, пе­ре­дви­же­ние лю­дей из Азии в Аме­ри­ку на­ча­лось от 20 000 до 50 000 лет на­зад. Воз­мож­но, 10 000—12 000 лет на­зад этот про­цесс шёл наи­бо­лее ак­тив­но и за­кон­чил­ся око­ло 5000 лет на­зад, ес­ли не счи­тать ми­гра­ции эс­ки­мо­сов на се­ве­ре аме­ри­кан­ско­го кон­ти­нен­та . И Юго-Вос­точ­ный Ки­тай (или ши­ре Юго-Вос­точ­ная Азия) и Средняя Азия вме­сте с юж­ны­ми об­лас­тя­ми Си­би­ри, гра­ни­ча­щи­ми с се­вер­ными рай­она­ми Ка­зах­ста­на, так или ина­че на­зы­ва­лись в на­уч­ной ли­те­ра­туре цен­тра­ми ми­гра­ции лю­дей в Аме­ри­ку. Мож­но до­пус­тить, что в од­ном из этих ре­гио­нов Азии дол­гое вре­мя (в те­че­ние несколь­ких ты­сяч лет) про­жи­ва­ли лю­ди, в куль­ту­ре ко­то­рых 8 ко­неч­ная звез­да име­ла ши­ро­кое упот­реб­ле­ние, и этот сим­вол со­про­во­ж­дал их в пе­ре­ме­ще­ни­ях по ми­ру, про­ис­хо­див­ших в раз­ных на­прав­ле­ни­ях.

В Юго-Вос­точ­ном Ки­тае в бас­сейне р. Янц­зы мы ви­дим пре­крас­ные образ­цы 8 ко­неч­ной звез­ды, ко­то­рые по­сле­до­ва­тель­но пе­ре­хо­дят из од­ной неоли­ти­чес­кой куль­ту­ры в дру­гую, на­чи­ная с V тыс. до. н.э. (рис. 2) Кор­ни этих куль­тур про­сле­жи­ва­ют­ся на дан­ной тер­ри­то­рии вплоть до 13 000 лет. Так­же этот ре­ги­он рас­смат­ри­ва­ет­ся ис­сле­до­ва­те­ля­ми как основное направление вто­рой или третьей волн за­се­ле­ния Аме­ри­ки, следую­щей за пер­вой вол­ной из Сред­ней Азии и Си­би­ри. Важ­но, что имен­но с по­бе­ре­жья Юго-Вос­то­ка Ки­тая бы­ли дос­туп­ны и ги­по­те­ти­чес­кие мор­ские кон­так­ты с Аме­ри­кой в бо­лее позд­нее вре­мя, че­го в слу­чае со Сред­ней Азией нель­зя пред­по­ло­жить да­же тео­ре­ти­чески.

К пря­мо­му влия­нию куль­тур Юга-Вос­то­ка Ки­тая мы мо­жем от­не­сти и по­яв­ле­ние 8 ко­неч­ной звез­ды на ещё од­ной изо­ли­ро­ван­ной от Ев­разии зем­ле — Но­вой Зе­лан­дии, в куль­ту­ре на­ро­да мао­ри. У мао­ри этот символ ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся при ук­ра­ше­нии тра­ди­ци­он­ной жен­ской оде­ж­ды (рис. 7: 4, 7: 5, 7: 6). Уни­каль­ность куль­ту­ры мао­ри в пол­ной изо­ли­ро­ванно­сти от дру­гих на­ро­дов с мо­мен­та по­яв­ле­ния её на ост­ро­ве в XIII в. Ес­ли Восьмиконечная звезда как символ интеркультурной коммуникации  ис­клю­чить вер­сию о том, что сим­вол звез­ды мао­ри взя­ли у ев­ро­пей­цев в XVIII в., то ос­та­ют­ся толь­ко два воз­мож­ных ва­ри­ан­та его по­яв­ле­ния. Пер­вый ва­ри­ант — звез­да при­шла в Но­вую Зе­лан­дию вме­сте с ми­гран­тами из Юго-Вос­точ­ной Азии.

Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей счи­та­ет праро­ди­ной мао­ри и дру­гих по­ли­не­зий­цев о в Тай­вань, от­ку­да эти на­ро­ды, воз­мож­но, на­ча­ли своё дви­же­ние на вос­ток и юго вос­ток Ти­хо­го океа­на 3000 лет на­зад. В 1970 х гг. ис­сле­до­ва­тель язы­ков А.М. Кон­д­ра­тов пред­пола­гал, что о-ва Ин­до­не­зии ста­ли цен­тром фор­ми­ро­ва­ния куль­ту­ры, ос­воив­шей пре­крас­ную мо­ре­ход­ную тех­ни­ку, с по­мо­щью ко­то­рой «авс­тро­незий­цы» или «океа­ни­чес­кая ра­са» (по тео­рии фран­цуз­ско­го гео­гра­фа XIX в. Луи Вивь­ен де Сен Мар­те­на) дос­тиг­ли ука­зан­ных вы­ше пре­де­лов [17]. Наибо­лее уда­лён­ные рай­оны, та­кие как Но­вая Зе­лан­дия, бы­ли за­се­ле­ны по­лине­зий­ца­ми толь­ко в 1250—1300 гг. Путь их пред­ков от пред­по­ла­гае­мой от­прав­ной точ­ки до Но­вой Зе­лан­дии за­нял бо­лее 4000 лет. Сим­вол 8 конеч­ной звез­ды так­же при­сут­ст­ву­ет на про­тя­же­нии это­го пу­ти в де­ко­ратив­но-при­клад­ном ис­кус­ст­ве на­ро­дов о ва Хай­нан и Ин­до­не­зии, но не так ши­ро­ко, и мы по­ка не зна­ем, с ка­ко­го пе­рио­да он там рас­про­стра­ня­ет­ся.


8 ко­неч­ная звез­да с впи­сан­ным в неё квад­ра­том мао­ри очень близ­ка звез­де неоли­ти­чес­ких куль­тур Юго Вос­точ­но­го Китая и ин­дей­цев Эк­ва­до­ра и Пе­ру. Так­же за­ме­тим, что 8 ко­неч­ная звез­да дош­ла до со­вре­мен­но­сти в тра­ди­ци­он­ных ор­на­мен­тах на­ро­дов мяо и яо в Юж­ном Ки­тае.




В Сред­ней Азии наи­бо­лее ра­нее ран­ние изо­бра­же­ния сим­во­ла по­яв­ля­ют­ся на гео­ксюр­ской ке­ра­ми­ке в IV тыс. до н.э. на юго восто­ке Ка­ра­ку­мов в Юж­ной Турк­ме­нии (рис.1: 5). В.И. Са­риа­ни­ди от­ме­чал, что гео­ксюр­ская ке­ра­ми­ка не име­ла пред­ше­ст­вен­ни­ков и поя­ви­лась в регионе вне­зап­но, воз­мож­но вме­сте с ми­гра­цией пле­мён с Иран­ско­го плато. Позд­нее 8 ко­неч­ная звез­да фи­гу­ри­ру­ет на этой же тер­ри­то­рии в на­ход­ках на го­ро­ди­ще Го­нур-Де­пе (2300 лет до н.э.), ре­ли­ги­оз­ном зороа­ст­рий­ском цен­тре древ­ней Мар­гиа­ны (рис.1: 6). Од­на­ко здесь не исклю­че­но влия­ние куль­ту­ры Ме­со­по­та­мии. В даль­ней­шем звез­да рас­про­стра­ня­ет­ся вплоть до Се­вер­но­го Ка­захста­на и За­уралья.

Из­вест­на 8 ко­неч­ная звез­да на со­су­де, от­но­ся­щем­ся к аба­шев­ской куль­ту­ре III—II тыс. до н.э., най­ден­ном на тер­ри­то­рии Башки­рии, и пряж­ка в ви­де звез­ды с па­мят­ни­ка Та­на­бер­ген II в Ка­зах­стане, кото­рая от­но­сит­ся к син­таш­тин­ской куль­ту­ре (ко­нец III—II тыс. до н.э.). Это еди­нич­ные на­ход­ки, на ос­но­ве ко­то­рых слож­но су­дить о сте­пе­ни распро­стра­не­ния ис­сле­дуе­мо­го сим­во­ла в этих куль­ту­рах, од­на­ко оче­видно, что 8 ко­неч­ная звез­да с те­че­ни­ем вре­ме­ни ор­га­нич­но во­шла в куль­туру боль­шин­ст­ва тюрк­ских на­ро­дов. Воз­мож­но, го­раз­до позд­нее, в пе­ри­од сред­не­ве­ковья (с X по XVI вв.), 8 ко­неч­ная звез­да по­яв­ля­ет­ся у уд­мур­тов и чу­ва­шей в ре­зуль­та­те вхо­ж­де­ния этих на­ро­дов в фео­даль­ные го­су­дарст­ва с вы­ра­жен­ной тюрк­ской куль­ту­рой — Волж­ской Бул­га­рии, Зо­ло­той Ор­ды, Ка­зан­ско­го хан­ст­ва (рис. 4: 11, 4: 12).

Мно­гие ис­сле­до­ва­те­ли, изу­чав­шие куль­ту­ру тюрк­ских на­ро­дов Средней и Цен­траль­ной Азии, от­ме­ча­ют, что 8 ко­неч­ная звез­да до сих пор явля­ет­ся в этом ре­гионе неотъ­ем­ле­мым эле­мен­том на­цио­наль­но­го де­ко­ратив­но­го ор­на­мен­та и го­су­дар­ст­вен­ной сим­во­ли­ки (рис. 4: 9, 4: 10). Итак, мы ви­дим, что по­яв­ле­ние 8 ко­неч­ной звез­ды в Сред­ней Азии в IV тыс. до н.э. на дан­ный мо­мент свя­зы­ва­ет­ся с ми­гран­та­ми с тер­ри­тории Иран­ско­го на­горья, а позд­нее с ме­со­по­там­ской куль­ту­рой. Та­ким обра­зом, звез­да мог­ла по­пасть в Аме­ри­ку из Сред­ней Азии толь­ко в том случае, ес­ли её но­си­те­ли миг­ри­ро­ва­ли так­же и на юг вплоть до Ме­со­по­та­мии, че­рез Кав­каз и Иран­ское на­горье, а по­том об­рат­но.

То­гда сле­ду­ет пред­поло­жить, что из ис­ход­но­го цен­тра уш­ли все но­си­те­ли куль­ту­ры, свя­зан­ной с 8 ко­неч­ной звез­дой, не ос­та­вив по­сле се­бя ни­ко­го, кто мог бы пе­ре­не­сти сим­вол на ке­ра­ми­ку, ка­мен­ные и ме­тал­ли­чес­кие из­де­лия че­рез несколько ты­сяч лет в пе­ри­од раз­ви­тия неоли­ти­чес­ких и эне­о­ли­ти­чес­ких куль­тур. Ес­ли мы на­ме­тим пред­по­ла­гае­мый путь ми­гра­ции но­си­те­лей сим­во­лики 8 ко­неч­ной звез­ды из Юго Вос­точ­но­го Ки­тая и Сред­ней Азии к Эк­ва­дору и Ко­лум­бии че­рез Си­бирь и се­ве­ро­аме­ри­кан­ский кон­ти­нент (рис. 5), то мы уви­дим, что звез­да при­сут­ст­ву­ет в де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном ис­кус­ст­ве яку­тов и ин­дей­цев Ве­ли­ких рав­нин. Са­мую же яр­кую куль­ту­ру, ис­поль­зующую сим­вол 8 ко­неч­ной звез­ды как ос­нов­ной в тра­ди­ци­он­ных ор­на­мен­тах, мож­но встре­тить в Мек­си­ке. Это ин­дей­цы уичоль (рис. 7: 1, 7: 2). Но по­ка мы не зна­ем, как дав­но звез­да поя­ви­лась у этих на­ро­дов и не мо­жет ли она быть позд­ним за­им­ст­во­ва­ни­ем из хри­сти­ан­ской сим­во­ли­ки в XVII—XIX вв




Вто­рым ва­ри­ан­том пу­те­ше­ст­вия 8 ко­неч­ной звез­ды из Ев­ра­зии в Амери­ку мо­жет быть толь­ко ги­по­те­ти­чес­кий мор­ской путь. Мы уже от­ме­ча­ли, что наи­бо­лее ве­ро­ят­ным ме­стом для та­ко­го ро­да кон­так­тов для рас­простра­не­ния 8 ко­неч­ной звез­ды яв­ля­ет­ся Юго Вос­точ­ный Ки­тай, но нель­зя не от­ме­тить и ещё один важ­ный центр — Ме­со­по­та­мию. Яр­ко вы­ра­жен­ное при­сут­ст­вие 8 ко­неч­ной звез­ды в древ­ней­шей че­лове­чес­кой куль­ту­ре, ко­то­рая дос­туп­на для ис­сле­до­ва­ния учё­ным, несо­мненно, на­блю­да­ет­ся в ци­ви­ли­за­ции Меж­ду­речья, царств Шу­ме­ра, Ак­ка­да, Вави­ло­нии и Ас­си­рии (IV тыс. лет до н.э.— VI в. до н.э.). С мо­мен­та соз­да­ния пер­во­го шу­мер­ско­го го­ро­да в Уру­ке, где рас­по­ла­гал­ся ог­ром­ный хра­мо­вый ком­плекс, по­свя­щён­ный бо­гине Ин­нане, с ко­то­рой из­на­чаль­но свя­зы­ва­лась 8 ко­неч­ная звез­да, ис­сле­дуе­мый сим­вол во мно­же­ст­ве ва­ри­ан­тов пред­ставлен на ка­мен­ных сте­лах, изо­бра­жаю­щих дея­ния ца­рей и бо­гов, ке­ра­ми­ке и раз­лич­ных про­из­ве­де­ни­ях ис­кус­ст­ва (рис. 4: 1).

Мы не мо­жем со­гла­сить­ся с К.М.Кли­мо­вым в том, что древ­ней­шее изобра­же­ние звез­ды соз­да­но в се­мит­ской куль­ту­ре в Па­ле­стине в IV тыс. до н.э. Как мы зна­ем, на ты­ся­чу лет рань­ше 8 ко­неч­ная звез­да уже бы­ла из­вест­на куль­ту­рам Юго Вос­то­ка и Вос­то­ка Ки­тая. К то­му же бо­лее оче­вид­ным бу­дет за­им­ст­во­ва­ние её се­ми­та­ми у шу­ме­ров, а не на­обо­рот. Так­же и в ре­гионе Месо­по­та­мии из­вест­но изо­бра­же­ние 8 ко­неч­ной звез­ды, в ха­лаф­ской куль­туре (V тыс. до н.э.), не ус­ту­паю­щей по древ­но­сти ки­тай­ским. Прав­да, по своей фор­ме она несколь­ко от­ли­ча­ет­ся от клас­си­чес­ких ва­ри­ан­тов звез­ды, ко­торые мы рас­смат­ри­ва­ем (рис.1: 4). Ин­те­рес­но, что по­яв­ле­ние ке­ра­ми­ки культу­ры Ха­ла­фа в Ме­со­по­та­мии, по­доб­но гек­сюр­ской в Сред­ней Азии, свя­зыва­ют с ми­гра­цией гор­цев. В дан­ном слу­чае с се­ве­ра, с гор Ана­то­лии.

Пер­вое го­су­дар­ст­во в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва, поя­вив­шись в Меж­дуречье, ока­за­ло на ок­ру­жаю­щий мир ко­лос­саль­ное куль­тур­ное влия­ние. Су­ще­ст­ву­ет да­же тео­рия, на­зван­ная пан­ва­ви­ло­низ­мом, ис­хо­дя из ко­торой шу­мер­ская и ва­ви­лон­ская ци­ви­ли­за­ции пря­мым об­ра­зом по­влия­ли на воз­ник­но­ве­ние всех ос­таль­ных древ­ней­ших ци­ви­ли­за­ций че­ло­ве­че­ства . В ор­би­ту Дву­речья са­мым тес­ным об­ра­зом по­па­ли Древ­ний Египет и Иран, Кав­каз, сре­ди­зем­но­мор­ские го­су­дар­ст­ва. С боль­шой до­лей веро­ят­но­сти мож­но ут­вер­ждать, что 8 ко­неч­ная звез­да, быв­шая ат­ри­бу­том выс­шей вла­сти в Меж­ду­речье, бы­ла за­им­ст­во­ва­на куль­ту­ра­ми упо­мя­ну­тых ре­гио­нов. Мы ви­дим 8 ко­неч­ную звез­ду в на пред­ме­тах в де­ко­ра­тив­но-приклад­ном ис­кус­ст­ве, сим­во­лах ре­ли­гии и вла­сти в Егип­те, Иране и на Кавка­зе (рис. 4: 2, 4: 3, 4: 4). На­при­мер, 8 ко­неч­ная звез­да при­сут­ст­ву­ет на голов­ном убо­ре ар­мян­ско­го пра­ви­те­ля Ти­гра­на II (95—56 г. до н.э.). Мож­но пред­по­ло­жить, что она по­яв­ля­ет­ся по­сле за­хва­та им тер­ри­то­рий Си­рии и войн в Меж­ду­речье (рис. 4: 4). Че­рез Еги­пет звез­да про­ни­ка­ет вглубь афри­кан­ско­го кон­ти­нен­та (рис. 4: 6, 4: 7).





Тату в стиле "гравюра"


Крайне ин­те­рес­ной яв­ля­ет­ся ли­ния пе­ре­хо­да звез­ды из ареа­ла культур­но­го воз­дей­ст­вия ци­ви­ли­за­ции Ме­со­по­та­мии в хри­сти­ан­скую, му­сульман­скую и иудей­скую куль­ту­ры. В хри­сти­ан­ст­ве она ста­ла сим­во­лом Вифле­ем­ской звез­ды, ука­зав­шей путь вос­точ­ным муд­ре­цам (вол­хвам) к мес­ту ро­ж­де­ния Иису­са Хри­ста. На са­мом пер­вом изо­бра­же­нии Бо­го­ро­ди­цы в рим­ских ка­та­ком­бах Виф­ле­ем­ская звез­да схе­ма­тич­но изо­бра­же­на именно 8 лу­че­вой. Позд­нее на ри­сун­ках чис­ло лу­чей ме­ня­лось, од­на­ко с тече­ни­ем вре­ме­ни клас­си­чес­ким, наи­бо­лее час­то упот­реб­ляе­мым об­разцом ста­ла имен­но 8 ко­неч­ная звез­да. Н.П. Кон­да­ков пи­шет, что в V—VI вв. Еги­пет и Си­рия — куль­тур­ные цен­тры Вос­точ­ной Рим­ской им­пе­рии, стали ме­стом фор­ми­ро­ва­ния хри­сти­ан­ско­го ис­кус­ст­ва. Зна­чи­тель­ным было влия­ние тра­ди­ци­он­но­го сти­ля, ко­то­рый пе­ре­но­сил­ся на хри­сти­ан­ские ико­ны и изо­бра­же­ния. Не ис­клю­че­но, что сим­вол 8 ко­неч­ной звезды, яр­ко при­сут­ст­во­ва­ший и в Егип­те (в т.ч. как сим­вол бо­ги­ни Иси­ды) и в Си­рии (как сим­вол ца­ря, Бо­га), был твор­чес­ки пе­ре­ос­мыс­лен и включён в хри­сти­ан­скую сим­во­ли­ку, т.к. от­ве­чал всем смыс­лам, ко­то­ры­ми его на­де­ли­ли,— связь с Бо­гом, Ца­рём Небес­ным, Бо­го­ро­ди­цей (рис. 6: 1, 6: 2).

Да­лее, с рас­цве­том Ви­зан­тий­ской им­пе­рии и рас­про­стра­не­ни­ем в ми­ре хри­сти­ан­ст­ва пра­во­слав­но­го и ка­то­ли­чес­ко­го, сим­вол по­лу­чил ши­ро­чайшее упот­реб­ле­ние. 8 ко­неч­ная звез­да ук­ра­ша­ет изо­бра­же­ния Божьей ма­те­ри в ка­то­личес­ких и пра­во­слав­ных хра­мах по все­му ми­ру, вхо­дит как со­став­ная часть ге­раль­ди­чес­ких эле­мен­тов в гер­бы ев­ро­пей­ских го­ро­дов, ис­поль­зу­ет­ся в ас­тро­но­мии и кар­то­гра­фии, при­сут­ст­ву­ет как оли­це­тво­ре­ние Де­вы Марии на гер­бах пап рим­ских, в т.ч. по­след­не­го па­пы Фран­цис­ка  (рис. 6).

Не лиш­ним бу­дет от­ме­тить на­ли­чие 8 ко­неч­ной звез­ды на кар­тах для гада­ния Та­ро (воз­ник­ших в Ита­лии в XV в.)  и сим­во­ли­ке раз­лич­ных об­ществ. Маль­тий­ский крест, во­семь кон­цов ко­то­ро­го сим­во­ли­зи­ро­ва­ли бла­жен­ст­ва пра­вед­ни­ка в за­гроб­ном ми­ре, пред­по­ло­жи­тель­но так­же был сим­во­лом Ас­си­рий­ских ца­рей. Ве­ро­ят­но, что это один из ва­ри­ан­тов изобра­же­ния 8 ко­неч­ной звез­ды т.к. по фор­ме он очень к ней бли­зок. Од­на­ко са­мым сла­бым зве­ном вто­рой мо­де­ли, оп­ре­де­ляю­щей Ме­сопо­та­мию как ме­сто воз­ник­но­ве­ния сим­во­ла 8 ко­неч­ной звез­ды, яв­ля­ется при­сут­ст­вие звез­ды на аме­ри­кан­ском кон­ти­нен­те. В пе­ри­од воз­никно­ве­ния пер­вых Шу­мер­ских го­су­дарств под­твер­ждён­ных нау­кой дан­ных о кон­так­тах Ев­ра­зии с Аме­ри­кой нет, и мы вы­ну­ж­де­ны пе­рей­ти в плоскость по­лу­фан­та­сти­чес­ких пред­по­ло­же­ний. Ес­ли бы шу­ме­ры или их предки об­ла­да­ли дос­та­точ­ным мо­ре­ход­ным ис­кус­ст­вом, то они ги­по­те­ти­чески мог­ли бы дос­тичь за­пад­ных бе­ре­гов Цен­траль­ной и Юж­ной Аме­ри­ки в тех мес­тах, где из­вест­ны куль­ту­ры, ис­поль­зую­щие сим­вол 8 ко­неч­ной звезды: ин­дей­цы Ко­лум­бии (на тер­ри­то­рии Лос Пас­тос), Эк­ва­до­ра (в куль­турах Ото­ва­ло, Валь­ви­дии) и Мек­си­ки (уичоль) (рис.1: 1; 3; 7: 1,7: 2) .

Если про­чер­тить во­об­ра­жае­мые ли­нии че­рез Ти­хий оке­ан от Меж­ду­речья к ука­зан­ным точ­кам4 , то на этом пу­ти мы неми­нуе­мо за­де­нем по­бе­ре­жье Юго Вос­точ­ной Азии и о ва Ин­до­не­зии и Океа­нии (рис. 5). Как мы уже от­ме­ча­ли, 8 ко­неч­ная звез­да там при­сут­ст­ву­ет на пред­ме­тах де­ко­ра­тивно-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва, но ни­где сим­вол не вхо­дит в чис­ло ос­нов­ных, и из­вест­ные нам изо­бра­же­ния от­но­сят­ся к на­ше­му ты­ся­че­ле­тию. Ин­те­ресно, что су­ще­ст­ву­ют пред­по­ло­же­ния о воз­мож­ных кон­так­тах шу­мер­ской ци­ви­ли­за­ции и фи­ни­кий­цев с ин­дей­ца­ми Аме­ри­ки на ос­но­ва­нии об­нару­же­ния в Юж­ной Аме­ри­ке уни­каль­ных ар­те­фак­тов, ко­то­рые свя­зы­ва­ют с куль­ту­рой Ме­со­по­та­мии. Так или ина­че, неос­по­ри­мых до­ка­зательств этих свя­зей нет. Так­же, ес­ли мы го­во­рим о при­ори­те­те воз­никно­ве­ния звез­ды в Юго Вос­точ­ном Ки­тае, не яс­на связь с рас­цве­том это­го сим­во­ла в шу­мер­ской ци­ви­ли­за­ции.

В за­клю­че­ние вспом­ним о кни­ге анг­лий­ско­го пол­ков­ни­ка Джейм­са Чер­чвар­да и его тео­рии. В кон­це XIX в. он пред­ста­вил ми­ру плод сво­их иссле­до­ва­ний в Ин­дии, Ин­до­ки­тае, Аме­ри­ке, Ав­ст­ра­лии и Океа­нии. Они были ос­но­ва­ны на яко­бы про­чи­тан­ных им с по­мо­щью ин­дий­ско­го муд­реца древ­них ка­мен­ных таб­лич­ках, хра­ня­щих­ся в од­ном из хра­мов Ин­дии, и та­ких же таб­лич­ках из Мек­си­ки, най­ден­ных там Уиль­я­мом Ни­ве­ном. Пол­ков­ник ут­вер­ждал, что жизнь на зем­ле и пер­вая её куль­ту­ра за­ро­дилась на по­гиб­шем 13 000 лет на­зад кон­ти­нен­те Му, ко­то­рый рас­по­ла­гал­ся в цен­те Ти­хо­го океа­на от Га­вай­ских островов на се­ве­ре до островов Фиджи и о. Пас­хи на юге. Осо­бое вни­ма­ние Дж. Чер­чвард уде­лял изу­че­нию сим­во­ли­ки. Он пи­сал, что «лег­ко за­ме­тить сход­ст­во неко­то­рых древ­них сим­во­лов и пре­да­ний, об­на­ру­жен­ных в Егип­те, Бир­ме, Ин­дии, Япо­нии, Китае, на ост­ро­вах Юж­ных мо­рей, в Цен­траль­ной Аме­ри­ке, Юж­ной Аме­ри­ке, у мно­гих пле­мён се­ве­ро­аме­ри­кан­ских ин­дей­цев и в дру­гих цен­трах древних ци­ви­ли­за­ций.



Эти сим­во­лы и пре­да­ния на­столь­ко схо­жи, что, несомнен­но, мог­ли прий­ти из един­ст­вен­но­го ис­точ­ни­ка — Му… ци­ви­ли­за­ции Ин­дии, Ва­ви­ло­на, Пер­сии, Егип­та и Юка­та­на бы­ли лишь тлею­щи­ми уголька­ми од­ной ве­ли­кой ци­ви­ли­за­ции про­шло­го». Од­ним из рас­смат­ри­вае­мых им сим­во­лов бы­ла 8 ко­неч­ная звез­да, кото­рую Дж. Чер­чвард счи­тал гер­бом им­пе­рии Му. Пер­вым (и един­ст­венным для ост­ро­вов Ти­хо­го океа­на) при­ме­ром ис­поль­зо­ва­ния сим­во­ли­ки 8 ко­неч­ной звез­ды бы­ло её изо­бра­же­ние на ве­ере прин­цес­сы Ара­ва­ли с о. Аpopa (Гил­бер­то­вы ост­ро­ва) в Океа­нии (на са­мом де­ле это бы­ло фото мо­ло­дой де­вуш­ки с о. Са­моа). Дж. Чер­чвард пер­вым со­от­нёс эту звезду с ана­ло­гич­ны­ми сим­во­ла­ми на аме­ри­кан­ском кон­ти­нен­те. Он срав­нил её с ор­на­мен­том, ско­пи­ро­ван­ным им с платья ин­ди­ан­ки из пле­ме­ни кут­ни (Бри­тан­ская Ко­лум­бия) и звез­дой с на­скаль­но­го ри­сун­ка в ущелье в Неваде (рис. 7: 3, 7: 7, 7: 8, 7: 9).

Мо­жем ли мы пред­по­ло­жить, что гипотетическая пра­ро­ди­на звез­ды на­хо­дить­ся имен­но в Юго Вос­точ­ной Азии? Тео­ре­ти­чес­ки — да. Этот реги­он рас­смат­ри­ва­ет­ся ар­хео­ло­га­ми и лин­гвис­та­ми как один из цен­тров ми­гра­ции на­ро­дов в Аме­ри­ку. Здесь ищут и шу­мер­скую пра­ро­ди­ну. Отсю­да же на­ро­ды рас­се­ли­лись по Океа­нии. Тут же про­сле­жи­ва­ет­ся зна­читель­ная пре­ем­ст­вен­ность от куль­тур кон­ца па­лео­ли­та к неоли­ти­чес­ким куль­ту­рам, в ко­то­рых по­яв­ля­ет­ся звез­да, и су­ще­ст­ву­ет ги­по­те­ти­чес­кая воз­мож­ность до­б­рать­ся до Аме­ри­ки мор­ским пу­тём.

Ин­те­рес­но от­ме­тить так­же тот факт, что ко­гда на аме­ри­кан­ском конти­нен­те встре­ти­лись ин­дей­ская гунельве и хри­сти­ан­ская Виф­ле­ем­ская звез­да — «сё­ст­ры», раз­де­лён­ные несколь­ки­ми ты­ся­ча­ми лет ис­то­рии, то иден­тич­ность сим­во­лов во мно­гом спо­соб­ст­во­ва­ла при­ня­тию ин­дей­цами но­вой ре­ли­гии. В на­стоя­щее же вре­мя мож­но на­блю­дать об­рат­ный про­цесс, ко­гда в мо­ло­дёж­ной сре­де рас­про­стра­ня­ет­ся мо­да на пле­те­ние ман­дал с 8 ко­неч­ной звез­дой — «Ojo de dios» (Глаз бо­га), за­им­ст­во­ван­ной из де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва ин­дей­цев уичо­ли.

Итак, сим­вол 8 ко­неч­ной звез­ды, за­ро­див­шись в глу­бо­кой древ­но­сти, о ко­то­рой мы име­ем толь­ко от­ры­воч­ные зна­ния, «жи­вёт» и в на­стоя­щее вре­мя. Он со­хра­нил­ся не толь­ко в де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном ис­кус­ст­ве многих на­ро­дов Зем­ли, но и ак­тив­но ис­поль­зу­ет­ся ими в ка­че­ст­ве ре­ли­ги­оз­ной и го­су­дар­ст­вен­ной сим­во­ли­ки. Ка­кой из ре­гио­нов мог стать ро­ди­ной 8 конеч­ной звез­ды, ис­ход­ной точ­кой её уди­ви­тель­но­го пу­те­ше­ст­вия? На данный мо­мент мы не мо­жем дать окон­ча­тель­но­го от­ве­та. На­ша статья яв­ля­ется лишь пер­вым ша­гом на пу­ти по­ни­ма­ния то­го, как мож­но объ­яс­нить этот факт ин­тер­куль­тур­но­го взаи­мо­дей­ст­вия на­ро­дов всех кон­ти­нен­тов.



О фрес­ке из Телль-Эль-Рас­су­ля (IV тыс. до н.э.) в Па­ле­стине) Звезда Гассула здесь
Глаз бога индейцев уичоли - писала здесь
Ниерика и Варикута здесь

По материалам статьи Е.Багрина и А.Карпаевой «Восьмиконечная звезда как символ интеркультурной коммуникации» здесь и здесь


Tags: звезда, символика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Истории и легенды о тибетских бусинах дзи

    Бусина дзи - самая загадочная из всех бусин, известных в мире . Многочисленные попытки проследить их происхождение оказались безрезультатными)…

  • Смешно)))

    Иногда попадаются ролики смешные очень) непонятно минуты 2, потом смешно) По мотивам корейского сериала про миротворцев Потомки солнца. Про…

  • Бусина Кумихо

    Кумихо - корейский мифический 9-хвостый лис - оборотень (или лиса). Подобный персонаж есть и в японской мифологии, там его называют кицунэ - в ролике…

  • Золото и ювелирное искусство этрусков

    Этрусская цивилизация существовала в I тысячелетии до н. э. примерно на территории современной Тосканы в Италии. Культура этрусков предшествовала…

  • Турецкий "Дар", Гебекли-Тепе и татуировки на подбородке

    Турецкий сериал "Дар" или "Атийе", снятый в стиле "Кода да Винчи" или "Индианы Джонса", но на турецкий манер,…

  • О происхождении колец и их символики. Обручальная татуировка

    История колец, по всей видимости, начинается еще в те времена, когда кольца еще даже и не носили. Раскрашивание и татуирование кожи в древнем мире…

  • Екатерингоф. Драгоценности и судьба

    "Чем мы не римлянки, приносившие на алтарь отечества свои драгоценности!" Менделеева-Блок Петергоф знают все. а Екатерингоф, подаренный…

  • Карельское карсикко

    Карсикко - особым способом обрубаемое или срубаемое хвойное дерево. Традиция, распространенная у финно-угров, - карел, финнов и других народов.…

  • Брошь маркизы де Севинье

    Жиль Л'Эгаре, один из величайших ювелиров века Людовика XIV, создал «noeud à l'Egaré» или «брошь…

promo world_jewellery april 6, 2015 01:45 67
Buy for 20 tokens
Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень - попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments

Recent Posts from This Journal

  • Истории и легенды о тибетских бусинах дзи

    Бусина дзи - самая загадочная из всех бусин, известных в мире . Многочисленные попытки проследить их происхождение оказались безрезультатными)…

  • Смешно)))

    Иногда попадаются ролики смешные очень) непонятно минуты 2, потом смешно) По мотивам корейского сериала про миротворцев Потомки солнца. Про…

  • Бусина Кумихо

    Кумихо - корейский мифический 9-хвостый лис - оборотень (или лиса). Подобный персонаж есть и в японской мифологии, там его называют кицунэ - в ролике…

  • Золото и ювелирное искусство этрусков

    Этрусская цивилизация существовала в I тысячелетии до н. э. примерно на территории современной Тосканы в Италии. Культура этрусков предшествовала…

  • Турецкий "Дар", Гебекли-Тепе и татуировки на подбородке

    Турецкий сериал "Дар" или "Атийе", снятый в стиле "Кода да Винчи" или "Индианы Джонса", но на турецкий манер,…

  • О происхождении колец и их символики. Обручальная татуировка

    История колец, по всей видимости, начинается еще в те времена, когда кольца еще даже и не носили. Раскрашивание и татуирование кожи в древнем мире…

  • Екатерингоф. Драгоценности и судьба

    "Чем мы не римлянки, приносившие на алтарь отечества свои драгоценности!" Менделеева-Блок Петергоф знают все. а Екатерингоф, подаренный…

  • Карельское карсикко

    Карсикко - особым способом обрубаемое или срубаемое хвойное дерево. Традиция, распространенная у финно-угров, - карел, финнов и других народов.…

  • Брошь маркизы де Севинье

    Жиль Л'Эгаре, один из величайших ювелиров века Людовика XIV, создал «noeud à l'Egaré» или «брошь…