Украшения мира (world_jewellery) wrote,
Украшения мира
world_jewellery

Categories:

Стелы из Хаккари и немного о сердцевидных личинах

В 1999 г. в Юго-Восточной Турции, в центре г.Хаккари случайно обнаружен комплекс из 13 известняклвых стел. Недалеко от берега р.Бюйюк Заб (Большой Заб ассирийских источников), у отвесной скалы. Османская крепость XIV в. «замок Чёлемерек», построенная на этом месте, была разрушена землятресением, скрыв стелы, расположенные под скалой к северу от нее. Это место находилось на перекрестке древних цивилизаций Востока, при этом находки демонстрируют самобытность и связь со степной зоной Евразии.

В глазницы когда-то были вставлены белые камни. Изображение оружия, в т.ч. кинжалов топоров,  копий, луков, колчанов, а также кресал соответствуют археологическим находкам и позволяют уточнять датировку стел. В основном это мужские изображения. К животу прижимают бурдюки. В другой руке трубки-горлышки от них. Бурдюки пустые, что символизирует отсутствии жизни и посмертный пир. Наполненный сосуд сравнивается с жизнью, пустой - со смертью.


Стилистический анализ показывает, что плиты из Хаккари в разных сочетаниях демонстрируют черты древней сибирской иконографии. Самым распространенным объединяющим признаком является сердцевидная личина. В отличие от окуневских стел, чемурчекские плиты изображают не богов, а а социальных лидеров, поэтому были установлены перед курганом — местом упокоения последних. Время богов ушло, наступило время вождей и героев. Стелы из Хаккари, таким образом, относятся к еще более позднему периоду и демонстрируют дальнейшее обособление социальной элиты. Возможно, стелы принадлежат к киммерийской культуре.



Изображены на стелах мужчины в набедленных повязках или штанах, их лица бритые, носители культуры пришли в регион, где основным признаком му;чины была борода, возможно, в этом кроется одна из причин мифов об амазонках — их принимали за женщин)



За поясом и в других местах у некоторых изваяний небольшие антропоморфные фигурки, возможно, пленные


Лица персонажей не имеют корней в искусстве Ближнего Востока, но имеют 3 признака, связываюющих их с Северо-Восточной Азией. 1. Сердцевидная личина . Самые ранние личины такого типа появляются в неолите на Дальнем Востоке на Сикачи-Аляне. Они развиваются там из череповидных личин, большинство исследователей считает, что этот стиль появился в результате влияния древнего культа черепа. Более поздние реплики личин на чашах из Баньпо (Китай) датируюися IV тыс.до н.э. , что указывает на примерный период распространения этого стиля. Подобные личины украшают полихромные сосуды Вознесеновской культуры (IIIтыс.до н.э). В позднем неолите-энеолите носители этой иконографии проникают на Ангару. Затем они двигались на запад до Енисея и Западной Сибири. В памятниках Окуневской и алтайской каракольской культур такин личины встречаются редко. Этот признак унаследовала чемурчекская культура.

Второй признак — членение личины дополнительными деталями и фигурами. Можно предположить, что стилистика стел Хаккари формировалась на основе Североазиатского пласта, от которого произошла скульптура древних памятников Монголии и Синьцзяна. Третий признак, объединяющий обе традиции, — положение рук героя. Чемурчекские мастера подчеркивали статус изображенного лица тем, что изображали в его правой руке предмет, который указывал на его статус.

Украшения из погребений Синьщяна аналогичны украшениям, которые представлены в раннескифских культурах Алтая, Тувы и Минусинской котловины. В могилах культур типа чауху обнаружены также изделия, выполненные в скифо-сибирском щверином стиле, включая композиции со свернувшимся хищником, образы копытных, грифа и грифо-барана.



Личина, бронза. Пермская обл., Чердынский р-н, Прикамье, VIII-IX вв н.э.
Про Чердынь писала здесь



Ломоватовская культура. Находки из Аверинского II могильника: зооморфная (1) и коньковая (2) подвески, антропоморфная накладка (3). Удмуртский государственный университет (Ижевск).Удмуртский государственный университет здесь

Подвеска с изображением человека, стоящего на ящере, в окружении зооморфных голов

Бронза. VII—VIII вв. н.э. Ёвдинский могильник. Княжпогостский р-н РК.

Трёхчастные композиции, объединяющие в себе образы людей, животных и птиц отражают представлени о трёх мирах: верхнем, символом которого являются лосиные головы и птицы, среднем, воплощённом в фигуре человека и других животных, и нижнем, который олицетворяет собирательный образ «ящера». Человек находится в окружении целого ряда зверей и птиц, существа верхнего мира противопоставлены существам нижнего (загробного). Национальный музей республики Коми отсюда



Личина. Гляденовское городище.  Материалы и исследования по археологии Урала и Приуралья.1951г.том 3

Гляденовская культкра сформировалась на базн поздне-ананьинской, ее связывают с предками коми-пермяков и коми-зырян



Птицевидный идол. VIII - IX вв. На груди человеческая личина. Очень натурально и реалистично изображено оперение. Пришивался к одежде. Найден в окрестностях деревни Кондратьева Слобода Чердынского района Пермской области в 1980 г. Бронза, литье. хранится в кабинете археологии ПГУ (коллекция Зеликмана О пермском зверином стиле здесь




Головой убор  Наска  из листового золота, изображкние птиц с расправленными крыльями, напоминающих сов отсюда



Япония, дзёмон

Источник
Л.А. Соколова. Антропоморфные стелы Хаккари (Юго-восточная Турция) в историческом контексте./ Археология древних обществв Евразии: хронология, культурогенез, религиозные воззрения. Спб, 2014
Покинутый мир Чердынских манси здесь(не совсем по теме)
О птицах







Tags: Турция, боги, символика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Сокровища корейских курганов в Кёнжу) И немного о гогоках

    Перед поездкой в Корею как раз увлеклась Золотой кладовой в Эрмитаже, после сокровищ из скифских курганов курганы в Кёнжу производят неожиданное…

  • Саломея, танец семи покрывал и магия соблазнения

    В поисках 8-конечных символов (писала здесь) я обнаружила фото татуировки, в которой была использована гравюра с изображением девушки с блюдом с…

  • Этрусский демон Хару с бусиной

    Ритуальный сосуд в виде демона смерти Хару экспонировался в Мюнхене на выставке этрусских древностей в 2017 г. Демон обращает. на себя внимание не…

  • 8-конечные символы в мировой культуре

    Гу­нель­ве, звез­да Анд, ки­зи­ли, то­лэ­зе, аусек­лис, Виф­ле­ем­ская звез­да, цветок Фойе,…

  • Что наша жизнь? Игра!

    Чайковский вернулся из-за границы в Петербург после долгого отсутствия 10 октября 1893 (по старому стилю) и поселился на Малой Морской, 13, кв.21 в…

  • Буддийские четки

    Бусы в древности имели особый смысл и значение, который можно попытаться реконструировать, используя современные представлениях о четках - по сути…

  • Пещера Шове - храмовое искусство?

    Пещера Шове с древнейшими наскальными рисунками на юге Франции открыта относительно недавно - в 1994 году. Ее особенность в том, что она на многие…

  • Про матриархат, которого не было)

    Миф о матриархате оказался очень живучим, хотя и понятие и термин относительно современные - появились в XVII в.. Мирча Элиаде написал в свое время о…

  • Тест Люшера. Психология цвета

    Цветовой тест Люшера разработан швейцарским психологом Максом Люшером в 1948 году. Это методика исследования личности, основанная на идее, что…

promo world_jewellery april 6, 2015 01:45 67
Buy for 20 tokens
Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень - попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments