Украшения мира (world_jewellery) wrote,
Украшения мира
world_jewellery

Categories:

Стелы из Хаккари и немного о сердцевидных личинах

В 1999 г. в Юго-Восточной Турции, в центре г.Хаккари случайно обнаружен комплекс из 13 известняклвых стел. Недалеко от берега р.Бюйюк Заб (Большой Заб ассирийских источников), у отвесной скалы. Османская крепость XIV в. «замок Чёлемерек», построенная на этом месте, была разрушена землятресением, скрыв стелы, расположенные под скалой к северу от нее. Это место находилось на перекрестке древних цивилизаций Востока, при этом находки демонстрируют самобытность и связь со степной зоной Евразии.

В глазницы когда-то были вставлены белые камни. Изображение оружия, в т.ч. кинжалов топоров,  копий, луков, колчанов, а также кресал соответствуют археологическим находкам и позволяют уточнять датировку стел. В основном это мужские изображения. К животу прижимают бурдюки. В другой руке трубки-горлышки от них. Бурдюки пустые, что символизирует отсутствии жизни и посмертный пир. Наполненный сосуд сравнивается с жизнью, пустой - со смертью.


Стилистический анализ показывает, что плиты из Хаккари в разных сочетаниях демонстрируют черты древней сибирской иконографии. Самым распространенным объединяющим признаком является сердцевидная личина. В отличие от окуневских стел, чемурчекские плиты изображают не богов, а а социальных лидеров, поэтому были установлены перед курганом — местом упокоения последних. Время богов ушло, наступило время вождей и героев. Стелы из Хаккари, таким образом, относятся к еще более позднему периоду и демонстрируют дальнейшее обособление социальной элиты. Возможно, стелы принадлежат к киммерийской культуре.



Изображены на стелах мужчины в набедленных повязках или штанах, их лица бритые, носители культуры пришли в регион, где основным признаком му;чины была борода, возможно, в этом кроется одна из причин мифов об амазонках — их принимали за женщин)



За поясом и в других местах у некоторых изваяний небольшие антропоморфные фигурки, возможно, пленные


Лица персонажей не имеют корней в искусстве Ближнего Востока, но имеют 3 признака, связываюющих их с Северо-Восточной Азией. 1. Сердцевидная личина . Самые ранние личины такого типа появляются в неолите на Дальнем Востоке на Сикачи-Аляне. Они развиваются там из череповидных личин, большинство исследователей считает, что этот стиль появился в результате влияния древнего культа черепа. Более поздние реплики личин на чашах из Баньпо (Китай) датируюися IV тыс.до н.э. , что указывает на примерный период распространения этого стиля. Подобные личины украшают полихромные сосуды Вознесеновской культуры (IIIтыс.до н.э). В позднем неолите-энеолите носители этой иконографии проникают на Ангару. Затем они двигались на запад до Енисея и Западной Сибири. В памятниках Окуневской и алтайской каракольской культур такин личины встречаются редко. Этот признак унаследовала чемурчекская культура.

Второй признак — членение личины дополнительными деталями и фигурами. Можно предположить, что стилистика стел Хаккари формировалась на основе Североазиатского пласта, от которого произошла скульптура древних памятников Монголии и Синьцзяна. Третий признак, объединяющий обе традиции, — положение рук героя. Чемурчекские мастера подчеркивали статус изображенного лица тем, что изображали в его правой руке предмет, который указывал на его статус.

Украшения из погребений Синьщяна аналогичны украшениям, которые представлены в раннескифских культурах Алтая, Тувы и Минусинской котловины. В могилах культур типа чауху обнаружены также изделия, выполненные в скифо-сибирском щверином стиле, включая композиции со свернувшимся хищником, образы копытных, грифа и грифо-барана.



Личина, бронза. Пермская обл., Чердынский р-н, Прикамье, VIII-IX вв н.э.
Про Чердынь писала здесь



Ломоватовская культура. Находки из Аверинского II могильника: зооморфная (1) и коньковая (2) подвески, антропоморфная накладка (3). Удмуртский государственный университет (Ижевск).Удмуртский государственный университет здесь

Подвеска с изображением человека, стоящего на ящере, в окружении зооморфных голов

Бронза. VII—VIII вв. н.э. Ёвдинский могильник. Княжпогостский р-н РК.

Трёхчастные композиции, объединяющие в себе образы людей, животных и птиц отражают представлени о трёх мирах: верхнем, символом которого являются лосиные головы и птицы, среднем, воплощённом в фигуре человека и других животных, и нижнем, который олицетворяет собирательный образ «ящера». Человек находится в окружении целого ряда зверей и птиц, существа верхнего мира противопоставлены существам нижнего (загробного). Национальный музей республики Коми отсюда



Личина. Гляденовское городище.  Материалы и исследования по археологии Урала и Приуралья.1951г.том 3

Гляденовская культкра сформировалась на базн поздне-ананьинской, ее связывают с предками коми-пермяков и коми-зырян



Птицевидный идол. VIII - IX вв. На груди человеческая личина. Очень натурально и реалистично изображено оперение. Пришивался к одежде. Найден в окрестностях деревни Кондратьева Слобода Чердынского района Пермской области в 1980 г. Бронза, литье. хранится в кабинете археологии ПГУ (коллекция Зеликмана О пермском зверином стиле здесь




Головой убор  Наска  из листового золота, изображкние птиц с расправленными крыльями, напоминающих сов отсюда



Япония, дзёмон

Источник
Л.А. Соколова. Антропоморфные стелы Хаккари (Юго-восточная Турция) в историческом контексте./ Археология древних обществв Евразии: хронология, культурогенез, религиозные воззрения. Спб, 2014
Покинутый мир Чердынских манси здесь(не совсем по теме)
О птицах







Tags: Турция, боги, символика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Турецкий "Дар", Гебекли-Тепе и татуировки на подбородке

    Турецкий сериал "Дар" или "Атийе", снятый в стиле "Кода да Винчи" или "Индианы Джонса", но на турецкий манер,…

  • О происхождении колец и их символики. Обручальная татуировка

    История колец, по всей видимости, начинается еще в те времена, когда кольца еще даже и не носили. Раскрашивание и татуирование кожи в древнем мире…

  • Екатерингоф. Драгоценности и судьба

    "Чем мы не римлянки, приносившие на алтарь отечества свои драгоценности!" Менделеева-Блок Петергоф знают все. а Екатерингоф, подаренный…

  • Карельское карсикко

    Карсикко - особым способом обрубаемое или срубаемое хвойное дерево. Традиция, распространенная у финно-угров, - карел, финнов и других народов.…

  • Брошь маркизы де Севинье

    Жиль Л'Эгаре, один из величайших ювелиров века Людовика XIV, создал «noeud à l'Egaré» или «брошь…

  • Кипрский бык

    Древнее изрбражение священного быка на Кипре не редкость, интересно, что изображение верховного божества в древние времена носили также и в виде…

  • Древнеегипетский Бес и танцы воинов

    Кто видел хоть раз боевые танцы маори, конечно, обратил внимание на лица танцоров. Цель танца - напугать противника, воины маори выпучивают глаза и…

  • Золотые серьги-бусины

    Такие серьги из позолоченного стекла были особенно популярны с середины первого века до нашей эры до первого века нашей эры) Позолоченная бусинка…

  • Амазонка из Тывы. Где же бусы?

    Найденный еще в 1988 г. во время археологических раскопок в кургане Сарыг Булун в Тыве подросток-воин оказался, по результатам исследований,…

promo world_jewellery april 6, 2015 01:45 67
Buy for 20 tokens
Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень - попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments