Украшения мира (world_jewellery) wrote,
Украшения мира
world_jewellery

Categories:

Идолы из Сан-Агустина в Кунсткамере

Чтобы посмотреть на колумбийских идолов вовсе не обязательно отправляться за океан. Достаточно прогуляться по Университетской набережной и заглянуть во дворик Кунтскамеры) Коллекции музея включает 8 реплик скульптур из региона Сан-Агустин в Колумбии. Приобретены они через немецкого картографа К.Г.Стопели в начале XX века. Культура Сан-Агустин связана с другими культурами Латинской Америки, ранее существовавшими в Перу и Боливии.Особый интерес к ним появился в начале XX века.

50 скульптур из Сан-Агустина утонули при транспортировке в Британский музей, 35 ,благополучно добрались ло Германии. После Первой мировой их показали на выставке, которая имела не меньший успех, чем Сокровища Тутанхамона. Во дворике Кунсткамеры колумбийские идолы стоят с середины 60-х. Тем не менее, о них знают далеко не все и их периодически "открывают" горожане с большим удивлением. Место это относят к мистическим достопримечательностям Петербурга, им посвящено множество городских легенд. Они способны вылечить безнадежных больных и выполнить любое желание - многие "поклонники" воспринимают их как добрых духов и, наверное, так оно уже и есть.  Хотя большая часть Сан-Агустина - это некрополь, а свирепые идолы охраняли входы в подземные гробницы. Сейчас Сан-Агустин - знаменитый Археологический парк под защитой ЮНЕСКО. Когда-то идолы были ярко раскрашены и производили еще более сильное впечатление. Прогуливалась я вокруг Кунсткамеры чуть больше недели назад, сейчас, как и все, сижу дома и ищу их истинный смысл, источники - в конце поста)




Виракочи  во дворике Кунсткамеры

Композиция с парными атрибутами находит свои аналогии во многих культурах Южной Америки в первые века нашей эры. В Колумбии это, в первую очередь, каменная скульптура уникального комплекса Сан-Агустин, находящегося в верховьях р. Магдалена. Там, среди десятков изваяний очень часто встречаются изображения антропо- и зооморфных существ в необычных головных уборах и со сложными прическами, расширенными зрачками и парными жезлами в руках. На территории Перу несомненные аналогии этому персонажу известны на позднем этапе (1–3 вв. н. э.) культуры Чавин. Например, на известной гранитной “стеле Раймонди”, а в Боливии — в изображениях бога Виракочи на каменных барельефах мегалитического комплекса Тиауанако на оз. Титикака»



Этот архетип можно связать с Виракочей, Андским Богом-Творцом, отцом Инти — бога солнца, Мамой Куилла — богиней Луны, и Пачамамой.


На сегодняшний день найдено свыше 500  изваяний. Они разбросаны более чем в 20 местах в лесистой, сплошь заросшей орхидеями долине реки Магдалены. Вытесанные из камня фигуры выглядят на фоне этого ландшафта впечатляюще, хотя и мрачновато. Изваяния богов и мифологических персонажей выполнены в различных стилях и датируются разными веками. Высота некоторых достигает 6 метров. Немало интересных погребений обнаружено также в археологической зоне Тьеррадентро (по-испански "внутренняя земля"), которую большинство исследователей включают в Сан-Агустин




Один из самых загадочных монолитов - фигура с “радугой” на голове. Она обнаружена в Месите C А. Кодацци в 1857 г. и перемещена в Лес статуй. Этот монолит имеет форму туми (ритуального ножа), но в его руках нет предметов, вместо этого у него интересный головной убор в виде радуги над головой, которая заканчивается с обеих сторон фигурами, похожими на обезьян. Его лицо также сокрыто маской, глаза похожи на глаза орла, а зубы — на зубы ягуара. С другой стороны, фигура также облачена в набедренную повязку, длинный хвост тянется по всей спине.

В целом образ акцентирует человеческое присутствие, наделенное характеристиками животных. Монолит является репрезентацией космоса в камне, поскольку элементы его поверхности позволяют объединять разные слои космоса, а именно небо, землю и подземный мир. Можно сказать, что подземный мир представлен как радуга из-за его напоминания о цветных ядовитых змеях в доиспанских культурах, из чего следует, что «почти во всех американских обществах радуга — зловеща» . Ассоциация усиливается, когда упоминается длинный хвост рептилии, который начинается в середине радуги. Гарпийный орел и ядовитая змея будут представлять двойственность, опосредованную Землей, то есть «мужчину, женщину, ягуара и обезьяну». Радуга представляет союз между подземным миром и небом, и посредником среди этих космических слоев, без сомнения, является шаман




Человек-ягуар. Прекрасный примеро маски как символического посредника . В этой реплике сочетаются ягуар и человек в одной драматичной фигуре, стоящей в позе победы, держащей змею в человеческих руках, в то время как ее лицо скрыто под кошачьей маской. Ягуар играл фундаментальную роль в большинстве доиспанских культур. Этот образ символизирует не только «жизнь», но и «силу солнца» и «Бога». Неслучайно обнаруживаются различные монолиты с кошачьими и человеческими формами, смешанными с помощью введения мотива маски, как своего рода призвание противостоять негативности космоса. Вероятно, мы сталкиваемся с победой «сына солнца над луной, а именно над подземным миром, представленным в виде змея. Драматизм жестов доминирующей фигуры и извивающаяся змея заставляет нас думать, что они все еще находятся в кульминации действия, которое будет продолжаться вечно, сколько будет жить камень. Монолит представляет своего рода «победу над экзистенциальным страхом народа Сан-Агустин»











Иллюстрации из книги А. Кодации «Индейские древности. Руины Сан-Агустина с описаниями и объяснениями А. Кодацци», опубликованной в 1863 г. Университет дель Бадье (г. Кали, Колумбия)

Картами, составленными Кодацци и пользовался немецкий специалист К. Теодор Пройсс, который в 1913—1914 гг. произвел по заданию колумбийского правительства первые научные археологические рас­копки в Сан-Агустине. Благодаря его работам стало ясно, что число каменных гробниц и скульптур состав­ляет несколько сотен, они расположены компактными группами (комплексами). Культурный слой насыщен фрагментами керамической посуды и каменных орудий, которые относятся к различным историческим перио­дам. В своих работах К. Пройсс сравнивал каменные изваяния Сан-Агустина с монументальными соору­жениями Мексики и Перу и датировал их первыми веками нашей эры. Начиная с середины 1930-х гг. в Сан-Агустине актив­но работали колумбийские и американские археологи.

С появлением радиоуглеродного метода датирования на эти вопросы удалось найти ответ (сегодня специалисты располагают серией в 50 датиро­вок, полученных по органическим остаткам, углю и да­же нагару на керамике). Согласно этим данным, первые археологические находки на данной территории отно­сятся еще к так называемому формативному периоду (3—2 тыс. лет назад), но основная масса скульптурных изображений и гробницы с каменными оградками были созданы между I и X вв. н.э., в так называемый период «Clásico Regional». Эта культура исчезла еще до прихо­да испанцев и для местных жителей была не меньшей загадкой, чем для археологов. Начиная с середины 1930-х гг. в Сан-Агустине актив­но работали колумбийские и американские археологи.








Две скульптуры, которые привлекли внимание М. Риверо. Слева - антропоморфное изображение, лицо которого, возможно, скрывает ритуальная маска. Справа - ягуароподобное существо с фигуркой человека в передних лапах (размер скульптуры 95 х 52 х 102 см). Эта скульптура, возможно, иллюстрирует жертвоприношения или, наоборот, покровительство со стороны предка-ягуара. Rivero М.Е. De, Tschudi J. Antigüedades peruanas. Vienna: impreta imperial de la corte y del estado, 1851. Ибероамериканский институт (г. Берлин, Германия)


Каменное изваяние антропоморфного существа с клыками ягуара. Одна из первых статуй, раскопанных К.Т. Пройссом в 1913—1914 гг. По: (Duque G.L. San Agustín. Reseña Arqueológica. Bogotá: Imprenta Nacional, 1963). Университет дель Бадье (г. Кали, Колумбия)



Скульптура птицы со змеей в клюве - распространенный сюжет в изобразительном искусстве южно-американских культур. Археологический парк Сан-Агустин.



Пятиметровая каменная стела, изображающая звероподобное существо с ребенком в руках. По мнению одних специалистов, это изображение принятия родов, по мнению других - иллюстрация жертвоприношения детей, которые практиковали в Сан-Агустине.



Еще одно изображение звероподобного существа (полузверя-получеловека) с ребенком в руках.



Улыбающееся солнце

Галерея персонажей Сан-Агустина - это целая ми­фологическая энциклопедия. Шаманы, воины, касики, птицы, обезьяны, змеи, лягушки, насекомые, на многих изображениях детально прослеживаются элементы одежды, украшений, головные уборы. Часто встречают­ся ягуароподобные черты (клыки, когти), расширенные зрачки (возможно, действие галлюциногенов), тела младенцев в руках (предположительно, каннибализм или жертвоприношения). Можно лишь догадываться, сколь сложные церемонии и ритуалы совершались в Сан-Агустине.

Каменные изваяния и стены гробниц в древности были раскрашены в разные цвета (исследователи за­фиксировали остатки красной, коричневой, желтой, зеленой и синей красок).

Так как же выглядел это комплекс изначально? Есть основания полагать, что изваяния, барельефы и гробницы составляли единый ансамбль, строившийся по определенному плану: статуи, изваяния и каменные гробницы расположены не хаотично, для них подготав­ливались площадки, делались насыпи. Каменные гроб­ницы ориентированы по сторонам света, на монументах сохранились следы краски, из чего можно сделать вывод, что скульптуры были выдержаны в одном стиле и в одной цветовой гамме.



Один из так называемых каменных храмов с «кариатидами»

Среди фигур-кариатид Археологического парка Сан-Агустина имеется центральный (более крупный и явно главный) персонаж и два фланговых. Это антропоморфные изоб­ражения с короткими дубинками или палицами в руках. У них есть общие стилистические черты и индивидуальные различия. Общим является наличие оружия (и его внешний вид), его явная демонстрация, угрожающая или предуп­реждающая поза, а также обязательный набор предметов одежды (головной убор и пояс).

В то же время все головные уборы и все пояса разли­чаются деталями. Весьма примечателен головной убор правой скульптуры с украшением, копирующим извес­тные по находкам в погребениях изделия из золота. Очевидно сходство и в лицах, в которые скульпторами были намеренно добавлены черты кошачьего хищника (ягуара) - характерный разрез глаз, клыки. Можно отме­тить и явно расширенные зрачки - признак употребления галлюциногенов. Самым же интересным сходством явля­ется присутствие на каждой скульптуре дополнительного персонажа - ящерицы с человеческим лицом - который находится над основной фигурой. На всех изображениях этот персонаж выполнен одинаково, т. е. это некий общий символ. Одна из аналогий - своеобразные воинские «орде­на», существовавшие у астеков в доиспанской Мексике.

Таким образом, наиболее вероятная интерпретация флан­говых изображений у каменных гробниц - стражи погре­бенного или самой погребальной конструкции, которая является вратами из одного мира в другой. К их реальным атрибутам (оружие, различные головные уборы, золотые украшения) в связи с особой функцией (сакральной, риту­альной) добавлены и особые, придающие воинам сверхъес­тественные силы (черты ягуара, помощник-оборотень). Оружие стражей (дубинка) не должно смущать своей простотой. Напомним, что металл как основной матери­ал для производства орудий и оружия в доколумбовой Америке не использовался. Тем не менее дубинки или па­лицы (маканы), оснащенные заостренными раковинами, жесткими шипами растений, отщепами из обсидиана (вулканического стекла) и зубами животных, представляли серьезную опасность в контактной схватке для любого, даже защищенного металлическими доспехами про­тивника. Из хроник известно, что племена, обитавшие в районе Сан-Агустина, оказали испанцам ожесточенное сопротивление и несколько раз разрушали создававшиеся европейцами поселения.


Можно проследить определенные связи с более далекими территориями и культурами, например, культурой Чавин в Перу, на эпонимном памятнике которой также были найдены причудливо вырезанные из камня стелы.

Среди скульптур Сан-Агустина часто встречается персонаж с двумя «жезлами» в руках. Эта композиция известна и в перуанских, и в боливийских культурах. Одна из самых известных - на Солнечных Вратах в Тиуанаку (Боливия). Некоторые археологи справедливо указывают на определенные сходства изваяний Сан-Агустина с каменными скульптурами на территории Панамы, Коста-Рики и Никарагуа.

Фотографии путешественников из Сан-Агустина

фото из Сан-Августино отсюда



Остатски краски говорят о том, что первоначально статуи были ярко раскрашены



Это женское божество  называют Чакира) говорят, что псевдоним Шакиры выбран в ее честь













Ниже фото отсюда











Ниже фото отсюда





ниже отсюда





Интересен не только узел, но и то, что ухо завязано) Ничего не слышу?




Много необычных и увлекательных для исследования погребений археологи нашли в зоне раскопок рядом с Тьеррадентро, что в переводе с испанского означает «внутренняя земля». Как правило археологи и историки относят эту зону к Сан-Агустину. Здешние некрополи были построены приблизительно в середине I тысячелетия до н. э. и до середины I тысячелетия н. э. до современности сохранились достаточно хорошо захоронения на холмах горного хребта под названием Нудо-де-Пасто. До них можно добраться по выточенным прямо в скалах ступенчатым лазам.



Мануэль Паза Иероглифические надписи на камне недалеко от Айпе отсюда



Акварель Мануэля Марии Паза (1820-1902) Лес в долине Сан-Агустин и руины древнего индейского святилища




Это видео не по теме, но дает понимание о сегодняшней жизни племен в труднодоступных местах







Источник Колумбия - страна археологических головоломок, Табарев А.В., Родригес К.А. здесь
Кунсткамера. Анализ собрания монолитов из археологического парка региона Сан-Агустин здесь и здесь


Башилов В. А. Древняя Колумбия - страна металлургов и ювелиров // Латинская Америка. 1979. № 6.
Созина С. А. На горизонте - Эльдорадо. М.: Мысль, 1972.
Табарев А. В. Введете в археологию Южной Америки. Анды и тихоокеанское побережье: Учеб. пособие. Новоси­бирск: Сибирская научная книга, 2006.
Табарев А.В. Змеи, маски и танцующие шаманы: на перекрестках неолитических миров древней Пасифики //
Дальневосточно-сибирские древности: Сб. науч. трудов, посвященный 70-летию со дня рождения В. Е. Медведева. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2012.

Codazzi A. Antigüedades Indijenas-Ruinas de San Agustín, Descñtas i Explicadas por Agustín Codazzi // Jeografía Física y Política de los Estados Unidos de Colombia. 1863. Т. II. P. 76-107.


Tags: Кунсткамера, Петербург, боги, богини, идол, история религии, музеи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Сокровища корейских курганов в Кёнжу) И немного о гогоках

    Перед поездкой в Корею как раз увлеклась Золотой кладовой в Эрмитаже, после сокровищ из скифских курганов курганы в Кёнжу производят неожиданное…

  • Саломея, танец семи покрывал и магия соблазнения

    В поисках 8-конечных символов (писала здесь) я обнаружила фото татуировки, в которой была использована гравюра с изображением девушки с блюдом с…

  • Этрусский демон Хару с бусиной

    Ритуальный сосуд в виде демона смерти Хару экспонировался в Мюнхене на выставке этрусских древностей в 2017 г. Демон обращает. на себя внимание не…

  • 8-конечные символы в мировой культуре

    Гу­нель­ве, звез­да Анд, ки­зи­ли, то­лэ­зе, аусек­лис, Виф­ле­ем­ская звез­да, цветок Фойе,…

  • Что наша жизнь? Игра!

    Чайковский вернулся из-за границы в Петербург после долгого отсутствия 10 октября 1893 (по старому стилю) и поселился на Малой Морской, 13, кв.21 в…

  • Буддийские четки

    Бусы в древности имели особый смысл и значение, который можно попытаться реконструировать, используя современные представлениях о четках - по сути…

  • Пещера Шове - храмовое искусство?

    Пещера Шове с древнейшими наскальными рисунками на юге Франции открыта относительно недавно - в 1994 году. Ее особенность в том, что она на многие…

  • Про матриархат, которого не было)

    Миф о матриархате оказался очень живучим, хотя и понятие и термин относительно современные - появились в XVII в.. Мирча Элиаде написал в свое время о…

  • Тест Люшера. Психология цвета

    Цветовой тест Люшера разработан швейцарским психологом Максом Люшером в 1948 году. Это методика исследования личности, основанная на идее, что…

promo world_jewellery april 6, 2015 01:45 67
Buy for 20 tokens
Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень - попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments