Украшения мира (world_jewellery) wrote,
Украшения мира
world_jewellery

Category:

Украшения ассирийских богов и царей

Завтра в Эрмитаже открывается потрясающая выставка "Я воздвиг там мой царский дворец..." Памятники ассирийского искусства из коллекции Британского музея, подробнее здесь. В России подобной выставки  никогда не было. Первые две недели экскурсий, насколько я знаю, проводить еще не будут, но я боюсь упустить каталог выставки, который готовят британцы.

Греков очень развлекала традиция ассирийских мужчин носить украшения. В сущности о женщинах Ассирии и их украшениях известно меньше - это была жестокая эпоха мужчин и войн, сохранилось много изображений царей, лошадей, мужских божеств) Изображения необычные, яркие и не всегда понятные - поэтому вокруг них периодически возникают различное современное мифотворчество. То на руках разглядят часы из космоса, то поднимутся бури обсуждений ассирийчких сумочек. Это правда интересно)) Я уже как-то начинала вникать в тему
здесь))

Напомню, что Ассирия находилась в Месопотамии - это по-гречески, по-нашему в Междуречье. Ближе к Персидскому заливу жили шумеры, выше - аккадцы, потом на месте Шумера возникает Вавилон, а аккадцев сменила Ассирия. Все это находилось на месте современного Ирака. в XIX веке там успели поработать археологи, поэтому много барельефов и других ценностей попали в европейские музеи, особенно Британский.



Фрагмент настенного рельефа с изображением головы божества, Северо-Западный дворец Ашшурнацирапала II в Кальху IX в. до н.э.





Фото отсюда Рельеф из Храма Набу в Хорсабаде (Дур-Шаррукин), столица ассирийской империи.Остатки ярких цветов, нарисованных на этих стенах, все еще можно увидеть на этом разделе. Музей Восточного института в Чикагском университете, Чикаго, Иллинойс.




Ашшурбанипал



Деталь барельефа храма Набу, вавилонского бога мудрости и письма, в Хорсабаде (Дур-Шаррукин), столице ассирийской империи. Музей Восточного института в Чикагском университете, Чикаго, Иллинойс.










На барельефах часто встречаются изображения подобного ритуального предмета, подобные же каменные предметы, часто сделанные из хлорита, находят археологи, их называют "сумочками", "замками",  "гирями" - не знаю как правильно) это не сумочки, поскольку сделаны целиком из камня)

Хлорит  - серо-зеленый камень, который в древности широко использовался для изготовления ритуальных вещей. Например Тепе Яя, середина 3 тыс. до н.э. в Иране - обнаружены руины мастерских, где обнаружены такие предметы и заготовки для них из хлорита и стеатита, добываемого на соседних холмах. На острове Тарут в Персидском заливе найдено более 600 таких предметов и их фрагментов, поэтому высказано предположение, что остров был центром их производства. Фото отсюда





Фльл и текст ниже из Викиредии

Наряд любого мало-мальски обеспеченного жителя Месопотамии, будь то мужчина или женщина, непременно дополнялся украшениями. Носить украшения начинали с самого детства: в захоронениях маленьких детей из Ура обнаруживают связки бус, браслеты и серебряные диадемы ( Дьяконов И. М. Люди города Ура)

Украшения, наряду с одеждой, входили в состав приданого, которое давали за невестой, и всегда оставались частью её имущества, на которое муж не мог претендовать. Поэтому любящие родители не жалели средств на наряды и драгоценности для дочерей: в одном списке приданого перечисляются 204 предмета одежды, а также различные золотые украшения общим весом 15 (пятнадцать!) килограммов ( Вардиман Е. Женщина в древнем мире)

Неприкосновенность украшений гарантировалась даже проституткам: женщину лёгкого поведения, нарушившую закон, могли избить, лишить одежды и даже волос, но никто не имел права отбирать у неё украшения (Саггс Х. Вавилон и Ассирия) В Вавилоне и Ассирии распространённым обычаем было ношение металлических браслетов (женщины надевали их на запястья и лодыжки, мужчины — только на руки). Любимым украшением у лиц обоего пола были также серьги разнообразных форм — от простых кольцевидных до сложных, с подвесками в виде полумесяцев или виноградных гроздьев. Серьги вдевали не только в уши, но и в нос.


Очень характерной особенностью вавилонского женского убранства, с которым женщина неохотно расставалась, даже раздеваясь, были бусы. Богатые модницы носили настоящие стоячие «воротники» из прилегавших одна к другой нитей бус, доходившие от подбородка до выреза туники. Иногда нити бус повязывали также на лбу и вокруг бёдер. Дорогие бусы были сердоликовые (из Индии), лазуритовые (из Бадахшана — современного Северного Афганистана) или металлические. Более дешёвые бусы делались из цветного стекла, керамики, раковин, кости и т. п. В качестве украшений использовались также цилиндрические печати из самоцветных камней: сквозь них продевали шнурок и подвешивали на шею наподобие кулона.

Пожалуй, самые великолепные образцы месопотамских ювелирных украшений были найдены английским археологом Леонардом Вулли в 20-х гг. XX века при раскопках так называемых «царских гробниц» Ура (ок. 2500 г. до н. э.). Вместе с погребёнными здесь «царями» и «царицами» были похоронены их слуги, служанки и воины — всего около 100 человек. У многих мужчин на голове были повязки, похожие на те, которые и сейчас носят арабы. Они состояли из трёх крупных бусин на лбу с золотой цепью сзади и, вероятно, служили для закрепления головного убора. Украшения женщин были ещё богаче; они включали головные уборы из золотых и серебряных цветов и листьев, огромные серьги в форме полумесяца, золотые заколки для платьев с подвесками из бус, а также ожерелья из золота и лазурита.

Самый роскошный убор принадлежал «царице» Пуаби. На ней был целый плащ, «сотканный» из лазуритовых бус, ладьевидные золотые серьги, высокий золотой гребень в виде букета цветов, золотые кольца и булавки. Особенно богатым было головное убранство. Такое большое, что его наверняка приходилось носить поверх парика, оно было образовано несколькими ярусами витков золотой ленты длиной 40 футов (около 12 метров) - Шумер: Города Эдема. Сверху его украшали три нити бус из лазурита и сердолика. На нижней из этих нитей висели золотые кольца, на средней — золотые буковые листья, на верхней — ивовые листья и золотые цветы. Рядом с погребальными носилками лежало ещё одно головное украшение, представлявшее собой широкую кожаную ленту, расшитую золотыми фигурками животных и растениями на фоне мелкого лазуритового бисера (Шумер: Города Эдема). Найденные в Уре изделия свидетельствуют о незаурядном мастерстве обработки драгоценных металлов и тонком художественном вкусе древних мастеров.


О Пуаби писала здесь






Классическими представителями ювелирного зодчества Древней Ассирии считаются сокровища Нимруда или Ниневии (современный Мосул в Ираке), открытые в 1988 году иракскими археологами. Найденная гробница принадлежит ассирийскому царю Ашурнасирпалу Второму. В ней были найдены 450 ювелирных украшений из золота и серебра, общим весом в 22.5 килограмма – по своей значимости и богатству приравниваемые к сокровищам Тутанхамона.

Ювелирные украшения носились как мужчинами так и женщинами древнего Междуречья. Наиболее распространёнными были: многонитьевые бусы из сердолика и ляпис лазури, золотые серьги, ленты для волос из тонкого/сусального золота, ножные браслеты, серебряные заколки-кольца для волос, подвески-медальоны филигранной работы, кольца-печатки и амулеты. Популярными мотивами украшений были листья и ветви, виноградные грозди, шишки а так же спиралевидные узоры. Подробнее здесь


Золото ассирийских цариц здесь
Много всякой всячины здесь
и здесь
pinterest
еще здесь

Экскурсия по выставке Я воздвиг здесь свой царский дворец в Эрмитаже здесь

История и религия Месопотамии











Tags: Ассирия, Месопотамия, ассирийские ювелирные украшения, история, музеиукрашений
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Египетское платье из бусин

    Платье из нитей и бусин. Фаянс, синие и черные цилиндрические бусины, 2 нагрудных колпачка и ракушки морских улиток Митра, которые по сей день…

  • Герма - пограничный столб, могильный памятник и охранитель от проникновения зла

    Герма — особый вид скульптур, представляющих собой четырёхгранную колонну, увенчанную изображением головы или бюстом. В Древней Элладе гермы…

  • Роза Парацельса

    Хорхе Луис Борхес Роза Парацельса, рассказ В мастерской, занимавшей весь подвал, Парацельс молил Бога, своего неопределенного Бога, любого Бога,…

  • Ассирийский бог с финиковой пальмой

    К вопросу о выставке "Я воздвиг там свой царский дворец" из Британского музея - кто не успел, тот опоздал. Выставка должны была работать…

  • Колесо с 8 спицами

    Колесо – символ солнца, символ космической энергии. Почти во всех языческих культах колесо являлось атрибутом солнечных богов, оно…

  • Звезда Гассула

    В деревне Тулейлат-Гассул к северо-востоку от Мертвого моря были найдены одни из самых древних фресок на Ближнем Востоке, им около шести тысяч лет.…

  • Корейское обручальное кольцо или об украшениях в кино

    Это кольцо "сыграло роль" в сериале Остаться в живых (Lost), немного о нем в предыдущей записи здесь) Одна из сюжетных линий посвящена…

  • LOST - сериал, как список книг для чтения

    В размышлениях о Ба-гуа набрела на сериал LOST, в нашем переводе - Остаться в живых) Оказывается, о нем знали все, кроме меня, он выходил в…

  • Ба-Гуа - священный 8-угольник

    Ба-Гуа - старинный китайский символ (в переводе с китайского - «восемь триграмм », «восемь направлений»). С его помощью…

promo world_jewellery april 6, 2015 01:45 67
Buy for 20 tokens
Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень - попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →