Украшения мира (world_jewellery) wrote,
Украшения мира
world_jewellery

Categories:

Золотая кладовая, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Хожу на абонементные экскурсии в Золотую кладовую в Эрмитаж. Всего три экскурсии по субботам. Экспозиция в Золотой кладовой выстроена хронологически - сразу от входа помещение-коридор, справа Сибирская коллекция Петра I (Южная Сибирь), слева золотые экспонаты из курганов, начиная с самых древних (с VII в.до н.э.). Курган Литой, Келермесские курганы. Первый большой зал - Царские скифы - Солоха, Чертомлык. Cарматы.

Не ставила задачи пересказывать - специально добавила много ссылок на источники, где можно почитать или посмотреть историю скифов и их искусства. Просто для собственного удовольствия хожу, чтобы подробно порассматривать всю эту красоту и послушать сами экспонаты. В очередной раз удивляет уровень мастерства ювелиров, создающих шедевры для того, чтобы тут же закопать их в землю))  Красота символики, которая говорит о едином мировоззрении, царившем в течение многих веков на большой территории)) Одним словом, в очередной раз иду на поводу собственного сегодняшнего настроения и вопросов. Поэтому сегодня нет мечей и горитов - главных экспонатов ввоинственного скифского мира. Ужасно жестокие и страшные) варвары...



Пантера, свернувшаяся в кольцо. Идея вечного движения мироздания. Сибирская коллекция


Этот символ имеет много общего с Уробороом. Уробо́рос (в переводе с древнегреческого = хвост - еда— свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост. Один из древнейших символов со множеством значений. Вечность и бесконечность, в особенности — циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели. Символ использовался в религии, магии, алхимии, мифологии и психологии. Еще один его аналогов - свастика, который также означает движение космоса.

Считается, что в западную культуру он пришел из Египта,  где первые изображения свернувшейся в кольцо змеи датированы периодом между 1600 и 1100 годами до н.э., где они олицетворяли вечность и вселенную, а также цикл смерти перерождения. Оттуда уроборос перекочевал в Древнюю Грецию, где стал использоваться для обозначения процессов, не имеющих начала и конца)) Его близкие аналоги также встречаются в культурах Скандинавии, Индии, Китая и Греции. Символ свернувшейся в кольцо змеи встречается у ацтеков.

Также этот символ играет большую роль в учении гностиков, у алхимиков - символизирует преображение элементов в философский камень для превращения металлов в золото. В аналитической асихологии Юнга о символизирует темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией. Эрих Нойманн, последователь Юнга, обозначает уроборос в качестве ранней стадии развития личности.

Д. Бопри, описывая появление изображений уробороса в Дрнвнем Египте, утверждает, что этот символ наносился на стены гробниц и обозначал стражника загробного мира, а также пороговый момент между смертью и перерождением.Первое появление знака уробороса в Древнем Египте датируется примерно 1600 годом до н. э. (по другим данным — 1100 годом

Р.Робертсон и А.Крибс отмечают в Древнем Китае уробором называпся «Zhulong» и изображался в виде создания, совмещающего в себе свинью и дракона, кусающего себя за хвост.  Со временем образ трансформировался в традиционного китайского дракона, символизирующего удачу. Одни из первых упоминаний об уроборосе как символе датированы 4200 годом до н.э. Первые находки фигурок свернувшихся в кольцо драконов относят к культуре Хуншань.  (4700—2900 до н. э.). Одна из них, в форме полного круга, находилась на груди покойника. Это отрывок из Википедии, дальше еще много)) Про китайский символ писала здесь




На ногах и хвосте пантеры много раз повторяется символ свернувшейся в кольцо пантеры, усиливая символ пантеры отсюда Келермесский курган

Фотографировать в Золотой кладовой нельзя, что очень жаль, поэтому фотографии взяла на сайте Эрмитажа.




Украшение горита. "Костромской олень" - олень с поджатыми ногами (клювы) из кургана близ станицы Костромской. Раньше его трактовали как бегущего оленя, сейчас как жертву.

Тело оленя - символический зооморфный образ модели мира, близкий к образу Мирового древа. В скифской традиции обычно олень (или иное травоядное) изображался лежащим, поджав под себя ноги, что символизировало в мировой модели основные космогонические процессы - динамику верха (жизнь), при статике низа (смерть). Иногда тело травоядного изображалось перекрученным, при этом сохранялись те же фазы: передняя часть животного - жизнь (лето); задняя часть - смерть (зима)

Основным динамическим сюжетом звериного стиля долгие столетия оставалась сцена терзания травоядного хищником. В противопоставлении этих двух видов животных и насилии одного над другим проявляется целый ряд основных космогонических мифологем скифского сознания. В священных сценах терзания сходятся два мира - хищник, как олицетворение хтонической силы смерти, преисподней, темноты, и травоядное - как образ силы жизни, Мирового древа, света. Символика терзания в определенном контексте перерастает в сцену эротического акта. В этой ситуации хищник олицетворяет собой мужское начало мира - «верх», Отца-небо, а травоядное - женское начало, землю, ее материнскую, порождающую функцию.

Древние верили в то, что каждая смерть вызывает новое рождение, оплодотворяя его. Образ хищника идеологически связывался со скифским мечом-акинаком, что привносило в его символику кровавый окрас осеменяющей смерти, без которой не породить новую жизнь. По сути, эта идеология знакома всем народам в традиционных обрядах инициации. Именно поэтому скифский меч - акинак - в структуре скифских каменных изваяний идентифицировался с фаллосом, символизируя сексуальную, порождающую силу мужчины - главы рода и воина. Терзание хищником травоядного - это одновременно и акт космического жертвоприношения, и акт изначального порождения космоса из хаоса и, по сути, образ Священного брака, через который Мать-земля порождает новую жизнь, молодую энергию мира. Отсюда же проистекает жесткая канонизация образной знаковости, предписывавшей сознанию древнего человека определенное, адекватное мифологической идее, сакральное прочтение.



Многовитковая гривна - символ знатности. Сибирская коллекция Петра I



Диадема, курган Литой, Мельгуновский клад. 3 плетеные цепочки-шнура, хотя отверстия для 4-х.



Бляшка в виде хищной птицы, курган Литой. Всего таких круглых золотых орлов было 17, но 16 орлов были переданы в Харьковский музей, где они погибли во время эвакуации. Вероятнее всего украшения кожаного пояса.



Зеркало из Келермесского кургана, использовалось, вероятно, также и по назначению, но обладало вошебными свойствами. С одной стороны кромка, с другой - петелька или небольшая ручка в центре. Главный персонаж зеркала в верхнем левом сегменте - малоазиатская богиня Кибела, здесь тождественная скифской богине плодордия Аргимпасе. У многих народов зеркало ассоциировалось с солнцем, плодородием и жизнью. Оно отражало сущее, угадывало прошлое, предвидело будущее. Волшебные свойства зеркала усиливали нанесенные на его обороте изображения. Считалось, что зеркала имеют защитную силу, видели истинную сущность злых демонов, когда те принимали другое обличье. Зеркала имели все члены семьи, они служили при жизни и после смерти. В течении жизни с ними совершалось много ритуалов, большую роль они играли во время свадебной церемонии. Отсюда



Бляшка из кургана Куль-Оба с изображением богини с зеркалом




Котел из Келермесских курганов.

Мясо животных варили в больших бронзовых котлах. Такой котел на ножке прочно стоит в костре. Собираясь вокруг него большой семьей, племенем, скифы ощущали свое единство. Любой котел имел сакральный характер и напоминал о котле, который легендарный царь Ариант изготовил из наконечников стрел, принесенных каждым скифом




Гребень из мужского погребения, курган Солоха. Символизирует трехчастное деление мира, сцена боя - воин, лишившийся коня, обречен. Почти круглая скульптура - проработанный рельеф с двух сторон.




Конский налобник и уздечные украшения. Курган большая Цимбалка. Конская сбруя во всем скифском мире была одинаковой, отличалась только декором. Здесь изображение скифской змееногой богини

В различные периоды скифскре искусство испытывало влияние других культур. После разгрома Ассирии в VII в., например, скифы забрали с собой ассирийских ювелиров. Позже в Северном Причерноморье царит скифо-греческое искусства. Греческие ювелиры, создавая ювелирные изделия для скифов, используют скифскую мифологию и эпос. Центром торговых связей между греками и скифами находился в Каменском городище, появившемся в V веке до н.э (недалеко от современного Никополя). Поселение было металлургическим центром, снабжавшим скифов оружием. Там же, по-видимому, находились резиденции скифских царей, о богатстве и могуществе которых говорят знаменитые царские курганы V-IV вв до .э.




Серьга с подвеской в виде головы негра. Чертомлык




В этом документальном фильме "Скифы" интересна интерпретация образов скифского искусства с точки зрения мифологии







Призраки далеких эпох. Хакасско-Минусинская котловина. Сибирские скифы









Источник

Топоров В.Н. Миф, ритуал, символ (pdf) здесь
Раевский Д.С. Мир скифской культуры здесь
Тамара Т. Райс Скифы - строители степных пирамид здесь
4-й том Геродота

Tags: золотая кладовая, золото, музеи, петербург, символика, скифы, эрмитаж
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Золото и ювелирное искусство этрусков

    Этрусская цивилизация существовала в I тысячелетии до н. э. примерно на территории современной Тосканы в Италии. Культура этрусков предшествовала…

  • Турецкий "Дар", Гебекли-Тепе и татуировки на подбородке

    Турецкий сериал "Дар" или "Атийе", снятый в стиле "Кода да Винчи" или "Индианы Джонса", но на турецкий манер,…

  • О происхождении колец и их символики. Обручальная татуировка

    История колец, по всей видимости, начинается еще в те времена, когда кольца еще даже и не носили. Раскрашивание и татуирование кожи в древнем мире…

  • Екатерингоф. Драгоценности и судьба

    "Чем мы не римлянки, приносившие на алтарь отечества свои драгоценности!" Менделеева-Блок Петергоф знают все. а Екатерингоф, подаренный…

  • Карельское карсикко

    Карсикко - особым способом обрубаемое или срубаемое хвойное дерево. Традиция, распространенная у финно-угров, - карел, финнов и других народов.…

  • Брошь маркизы де Севинье

    Жиль Л'Эгаре, один из величайших ювелиров века Людовика XIV, создал «noeud à l'Egaré» или «брошь…

  • Кипрский бык

    Древнее изрбражение священного быка на Кипре не редкость, интересно, что изображение верховного божества в древние времена носили также и в виде…

  • Древнеегипетский Бес и танцы воинов

    Кто видел хоть раз боевые танцы маори, конечно, обратил внимание на лица танцоров. Цель танца - напугать противника, воины маори выпучивают глаза и…

  • Золотые серьги-бусины

    Такие серьги из позолоченного стекла были особенно популярны с середины первого века до нашей эры до первого века нашей эры) Позолоченная бусинка…

promo world_jewellery april 6, 2015 01:45 67
Buy for 20 tokens
Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень - попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments