?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Туркменские украшения

С раннего детства до глубокой старости туркменок сопровождали ювелирные украшения. Эти изумительные изделия создавались не только как декоративное дополнение к платью, но и как чудодейственные талисманы. Формы, расположение камней, пропорции, композиция, орнамент – все это несло в себе магическое значение. По представлению туркменского народа, украшения–обереги защищали и отпугивали злых духов и привлекали добрых, притягивали удачу и достаток, оберегали от болезней.

Первыми украшениями маленьких детей – и девочек и мальчиков были обереги, которые нашивали на детскую одежду, тем самым, защищая малышей от болезней и дурного глаза. Детские украшения имели и чисто практическое значение: когда ребенок только начинал ползать, ему надевали жилет с нашитыми на спину бубенчиками. Занятая делами мать, по звуку бубенчиков могла определить, где ее малыш находится.


Небольшая экскурсия, посвященная туркменским украшениям в Музее искусства народов Востока - традиционные ювелирные украшения Туркмении



Женские украшения туркменских, казахских и каракалпакских племен напоминают о воинственном прошлом этих народов. Широкие браслеты, порой закрывающие почти все запястье, крупные нагрудные украшения в виде дисков и пекторалей, женские головные уборы, напоминающие шлемы — все это стилизованные военные доспехи.

Такие браслеты в туркмены называют "билезик". Их носили на обеих руках туркменские женщины среднего и пожилого возраста. Иногда их длина была весьма внушительна и они практически закрывали руку от запястья до локтя. Браслеты традиционно украшаются одинаковыми рядами металлических полос, вставками из сердолика или стекла, чеканкой, гравировкой и золочением. Таких рядов может быть до восьми. Но встречаются и узкие, однорядные браслеты "еке гошма". Обычно многорядные браслеты слегка расширяются от одного конца к другому для удобства их ношения. Орнамент на таких браслетах всегда строго дублируется на каждой полосе и вставки, если они есть, делаются рядами на одинаковом расстоянии друг от друга.

На тыльной стороны браслета, вдоль незамкнутых краев пластин, образующих основу, имеются характерные выступы в виде стилизованных голов змей "йилан баши". Этот мотив восходит к глубокой древности и несет сакральное значение.



Туркменский двухрядный браслет "Билезик". Афганистан, середина-вторая половина 20-го века. Ручная работа, чеканка, золочение. Металл - сплав, традиционно получаемый при переплавке старых украшений и монет, называемый в Афганистане и Пакистане Альпака (Alpaka), или Гиллит (Gillit), состоящий из никеля, цинка, меди и олова в разных соотношениях с примесью серебра. В Европе подобные сплавы известны под названиями Мельхиор, Нейзильбер, «Германское серебро» и др.  Ковка, пайка, чеканка, гравировка, горячее золочение.



Туркменская подвеска-амулет "Дагдан", нагрудное украшение.Туркестан (территория современной Туркмении), туркмены племени Теке, 19-й, - начало 20-го века. Металл, просечная резьба, гравировка, серебрение, золочение. Вставки - янтарь

Такие подвески-амулеты носили туркменские девочки и молодые женщины племени Теке, по одиночке на груди, в составе ожерелий, либо пришитыми к одежде, в зависимости от размера. Иногда это украшение достигало внушительных размеров и бывало очень сложной формы. Особенно богатые дагданы украшались сложным чеканным орнаментом, позолотой, сердоликовыми вставками и звенящими подвесками.
Это один из самых сакральных и необычных туркменских амулетов.

В его форме исследователи видят символическое изображение человека с поднятыми руками, черепахи и даже священного жука древних египтян - скарабея. Но наиболее вероятно, что это изображение лягушки - священного животного, почитавшегося в этом регионе как покровительницы водной стихии и символ плодородия. Несмотря на то, что излюбленным камнем туркмен являлся сердолик, иногда в качестве вставок использовали кусочки янтаря, как в данном экземпляре.



Похожий амулет племени Теке -  один из самых сакральных и необычных туркменских амулетов.
В его форме исследователи видят символическое изображение человека с поднятыми руками, черепахи и даже священного жука древних египтян - скарабея. Но наиболее вероятно, что это изображение лягушки - священного животного, почитавшегося в этом регионе как покровительницы водной стихии и символ плодородия.




Туркменская подвеска-амулет Гонджик (или Генджик) Иран или Афганистан, туркмены, племя Теке, конец 20-го века или современная работа
Металл, филигрань, гравировка, позолота, напайные штампованные пластинки. Вставки - бусины из богемского стекла, холодная эмаль. Размер ромба - 190/200 мм. Длина подвесок-шельпе - 100 мм. Длина лямок - 400 мм. Вес - 280 г.

Подобные подвески-амулеты были распространены среди всех туркменских племен и различались только стилистическими особенностями, присущими тому или иному туркменскому племени. В богатых семьях этот амулет носили женщины до и после беременности. В остальное время он вероятно мог быть элементом интерьера жилища (юрты).

Старинная туркменская подвеска-амулет в виде ноги. Туркестан (Туркмения), туркмены племени Теке, 18-19 вв. Серебро (80-90%), просечная резьба, Длина - 31 мм. Вес - 2 г. Очень архаичный вид амулетов, амулеты в виде ноги были известны еще в Древнем Египте.

Туркменская племенная подвеска-амулет "Асык". Туркмения, племена Сарык или Эрсари, 19-й, - начало 20-го векаю Низкопробное серебро, филигрань Вставки - сердоликю Размер - 255/165мм. Вес - 340 г.

По-видимому это украшение довольно старое, и переходило из поколения в поколение. Традиционно, асыки такого размера носили на спине, прикрепленным к концам кос. Считалось, чем знатнее и богаче семья женщины, тем крупнее и массивнее должен быть этот амулет.
Этот амулет был самым важным и сакральным в наряде невесты. Новые подвески традиционно дарили девушке родственники жениха, но женщины могли носить и асыки своих матерей и бабушек, так как этот предмет считался семейной реликвией.

Форма амулета напоминает сердце или наконечник стрелы. Некоторые исследователи видят в ней стилизованное изображение богини-матери, сохранившееся со времен первобытной культуры.  Подвеска украшена простым орнаментом в виде пояска из трех двойных рядов скрученной филигранной проволоки и круглой проволокой, уложенной змейкой между ними. Технологически такая змейка получается при укладывании проволоки на специальном трафарете в виде доски со вбитыми гвоздями. Это позволяет получать длинные полосы орнамента с одинаковым шагом.

В иностранной литературе подобная техника называется Gallery Wire ornament [3]. Подобный орнамент - своеобразная "визитная карточка" туркменских украшений таких племен, как Сарык, Эрсари, Салор, где редко применяется ажурная просечная резьба и обильное золочение, как на украшениях племени Теке или большое количество тисненых напаянных накладок, характерное для племени Йомуд. Украшения этих туркменских племен носят аскетичный характер, имеют простые, хотя и очень гармоничные формы, украшенные только простыми но выразительными орнаментами из скрученной проволоки, сердоликовыми вставками и изредка, напаянными пластинками с тиснением.

Асык - традиционный туркменский амулет-оберег. Изначально накосное украшение. У разных племен могут различаться способы ношения асыка, его декор. Асыки бывают небольшого размера и носятся по несколько штук, крупные асыки достигают длины в 30см и более и носятся на спине, на концах сдвоенных кос. Как и большинство туркменских украшений, асыки делаются из листового серебра и украшаются либо чеканным узором с позолотой (племя Теке), либо филигранью и напайными тиснеными пластинками (племена Эрсари, Йомут, Сарык и др.)

По форме туркменский асык представляет собой вытянутую сердцевидную пластину с утолщенными краями и прямоугольной "шеей" сверху, переходящей в трубочку, куда продевается шнурок. центральная часть чаще всего декорировалась вставкой из сердолика. Реже использовали лазурит или бирюзу. Иногда несколько асыков соединены горизонтально по-двое или по-трое. Такие называются "гоша-асык". Происхождение формы асыка считают восходящим к древним глиняным изображениям Богини-матери, а иногда к форме наконечника стрелы. Этимология слова "асык" связана с тюркским глаголом "асмак" (вешать). Чаще всего асык был свадебным подарком невесте от свекрови, и нередко переходил из поколения в поколение.



Старая туркменская бусина ручной работы - Turkmen Tribal Jewelry Bead. Афганистан, туркмены, середина 20-го века. Металл, ручная работа. Вставки - сеодолик, стекло. Длина - 80 мм. Диаметр - 42 мм. Диаметр петли -10 мм. Вес - 54 г. Бусина украшена простым орнаментом в виде пояска из восьми рядов скрученной филигранной проволоки и круглой проволокой, уложенной змейкой посередине. Технологически такая змейка получается при укладывании проволоки на специальном трафарете в виде доски со вбитыми гвоздями. Это позволяет получать длинные полосы орнамента с одинаковым шагом.

В иностранной литературе подобная техника называется Gallery Wire ornament [1]. Подобный орнамент - своеобразная "визитная карточка" туркменских украшений таких племен, как Сарык, Эрсари, Салор, где редко применяется ажурная просечная резьба и обильное золочение, как на украшениях племени Теке или большое количество тисненых напаянных накладок, характерное для племени Йомуд. Украшения этих туркменских племен носят аскетичный характер, имеют простые, хотя и очень гармоничные формы, украшенные только простыми но выразительными орнаментами из скрученной проволоки, сердоликовыми вставками и изредка, напаянными пластинками с тиснением.

Уникальный старинный афганский перстень с подвесками "шельпе". Афганистан, туркмены, 19-й, начало 20-го века. Серебро, позолота, вставки - цветное стекло. Длина вдоль пальца - 36мм. Вес - 24г. Размер - 18

Очень интересный образец эклектичного смешения традиционных стилей в афганском ювелирном искусстве. Сама форма подобных "коронных" перстней характерно для таджикских украшений, хотя встречается и среди пуштунов. Орнамент в виде квадратных ромбов по окружности кольца также характерен для таджикских перстней. Однако, сочетание белого серебра с отдельными плоскостями, покрытыми горячим золочением типично для казахских и туркменских украшений (племя Теке). Подвески "шельпе" в форме наконечников стрел тоже встречаются в основном у туркмен. Таким образом, можно предположить, что это украшение туркменской работы, но сделано для продажи среди афганских таджиков и кочевников-пуштунов. Также вероятно, что это часть ансамбля из нескольких колец, на разные пальцы руки, соединявшихся цепочкой.



Туркменский перстень с филигранью и сердоликом. Пакистан, современная работа. Металл (мельхиор), филигрань, сердолик. Ручная работа. Размер камня - 21/14. Камень имеет неправильную форму и каверну с одной стороны

Ношение золотых украшений в Исламских странах никогда не запрещалось, но и не поощрялось Кораном и Сунной. Золотые украшения считались принадлежностью загробного мира, как и вино они будут доступны лишь праведникам в раю, согласно исламскому учению. Некоторые хадисы осуждают ношение мужчинами золотых украшений, в том числе перстней и колец. На серебро этот запрет не распространяется, считается, что у Пророка был серебряный перстень с сердоликовой печатью, которой он удостоверял подлинность своих документов.

Старинный туркменский племенной перстень-амулет с символическим изображением змеи. Афганистан, туркмены, 19-й начало 20-го века Серебро, филигрань, Ручная работа. Размер печатки - 20/12 мм. Anne van Custem. A World of Rings. Africa, Asia, America. / Anne van Custem – Milano: Scira Editore S.p.A. 2000


Старинный туркменский нагрудный амулет "Тумар" или "Тумаржик". Туркестан (территория современной Туркмении), туркмены племени Йомуд,  19-й, - первая половина 20-го века. Серебро, штамп, филигрань, золочение, Вставки - цветное стекло. Открывается. Размер с подвесками - 125/90 мм Вес - 57 г. Подвески в виде бубенчиков и цепочки, которыми они крепятся, выполнены из низкопробного серебра, в отличии от серебряного корпуса амулета.

Все традиционные украшения женского костюма в недавнем прошлом обладали магическим значением. Амулетницы, амулеты и обереги считались самой универсальной частью комплекса украшений. Их носили на цепочках, надевали через плечо, прикрепляли сзади на левое плечо. Особенно часто на платье молодых кормящих женщин по обе стороны разреза ворота крепили по обе стороны по несколько серебряных амулетов – тумор или тумаржик. Тумар представляет собой пустотелый цилиндр, свернутый из одного листа серебра с гладкой поверхностью. С одной стороны он запаивался полусферическим куполком, с другой – такой же куполок являлся съемной крышкой (5, стр.103). Традиционно, внутри тумара закладывали изречения из Корана или уголек с солью. Иногда амулетницы были сложной конфигурации: с припаянными серебряными треугольниками сверху и подвесками или зубчатыми пластинками снизу, к которым крепились монетки, детали шельпе или бубенчики. Украшались тумары позолотой, гравированным орнаментом. Цилиндр опоясывали филигранные пояски, которые делили его на сектора, в каждом из которого было припаяно гнездо со вставкой [5].


В Афганистане такие подвески-амулеты называютсяТавиз (Тумар, Тумор, Бозбанд, Бозубанд)




Туркменская бусина-амулет на шнурке. Афганистан , 20-й век. Серебросодержащий сплав, традиционно получаемый при переплавке старых украшений и монет, называемый в Афганистане и Пакистане Альпака (Alpaka), или Гиллит (Gillit), состоящий из никеля, цинка, меди и олова в разных соотношениях с примесью серебра, штамп, скань, стекло, монеты, хлопковый шнурок. Ручная работа. Размер бусины - 80/45/45мм, lлина шнурка - 500мм/ Вес - 70г. Внутри что-то перекатывается

Литература
-Сычева Н.С. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана XIX-XX веков из собрания Государственного музея искусства народов Востока. /  Сычева Н.С. — М.: «Советский художник». 1984
- Загитова М. «Ювелирные украшения Туркмении конца 19-начала 20 вв в собрании ГМИНВ», Издательский дом «Руда и Металлы»
- Мясина М. Б. Декоративно-прикладное искусство Средней Азии и Казахстана. / Мясина М. Б. — М.: «Галарт» 1995. – с. 51.

- Войтов В.Е. «материалы по истории ГМВ 1951-1970», изд-во ГМВ, Москва 2006 г.
- Васильева Г.П. сборник «Костюм народов Средней Азии, изд-во «Наука», статья «Головные и накосные украшения туркменок XIX – начала XX в.», Москва1979
- Долгов А. сборник «Очерк этнографии населения Южного Туркменистана», статья «Традиционное кузнечное производство Юго-Восточной Туркмении в конце XIX- началеXX в.», изд-во «Ылым», Ашхабад, 1979
- Ермакова Е.С. « Женские ювелирные украшения Бухары конца 19 – начала 20 века», изд-во ГМВ, Москва 2000 г.
- Залетаев В.С. «Древние и новые дороги Туркмении», изд-во «Искусство», Москва, 1979
- Ермакова Е.С. сборник «Мифологические представления в народном творчестве», статья « Небо из расплавленного серебра и колонна из зеленого изумруда», Москва, 1993
- Васильева Г.П. «Преобразование быта и этнические процессы в северном Туркменистане», изд-во «Наука», Москва, 1969
- Васильева Г.П. сборник «Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии», статья « Магические функции детских украшений туркмен», Москва, 1986 г.


Источник Afgan-bazar
Еще
Статья «Ювелирные украшения Туркмении конца 19-начала 20 вв в собрании ГМИНВ»,
Издательский дом «Руда и Металлы»






Recent Posts from This Journal

promo world_jewellery апрель 6, 2015 01:45 64
Buy for 20 tokens
Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень - попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата…

Comments

tanafi
Oct. 13th, 2018 10:42 am (UTC)
ОРигинальные)
world_jewellery
Oct. 13th, 2018 03:33 pm (UTC)
согласна, очень интересные))

Profile

кольца
world_jewellery
Украшения мира

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com