Украшения мира (world_jewellery) wrote,
Украшения мира
world_jewellery

Category:

Камень Чинтамани и Н.К.Рерих

В жизни и творчестве Н.К.Рериха особое место занимает образ священного камня, воплощающего высшую мудрость. Этот камень известен разным культурам. В буддизме он носит название чинтамани - драгоценный камень мысли. Символизирует духовные сокровища, которыми может овладеть просветленный ум. В буддизме Чинтамани входит в 7 символов царя-покровителя буддийского закона Чакравартина (в переводе с санскрита - вращающий колесо праведного проявления). На иконах-тханках его изображают на спине белого или бледно-серого коня. Такое изображение нанесено на тханку Шамбалы, которую Рерихи провезли по маршруту Центральной-Азиатской экспедиции в 1924 - 1928 гг.

В своей книге "Сердце Азии" Н.К.Рерих писал:  "Великий Тимур владел этим камнем. Камень обычно приносится самыми неожиданными людьми. Тем же неожиданным путем в должное время исчезает, чтобы опять появиться в сужденный срок в совершенно другой стране. Главная часть этого камня находится в Шамбале. Лишь небольшой кусок его выдан и блуждает по всей земле, сохраняя магнитную связь с главным Камнем".



фотографии из музея Рериха в Москве, сделанные в 2015 г










Портрет Е.И.Рерих, С.Н.Рерих, портрет хранится в музее Рериха в Нью-Йорке

На портрете, как и на предыдущих, изображен старинный ларец, в котором хоанился камень Чинтамани.Левая рука Елены Ивановны лежит на подлокотнике кресла. На руке серебряный браслет и кольцо простой формы, предположительно с нефритом. Похожее кольцо мы видим на руке Николая Константиновича Рериха, на его портрете в полный рост в костюме ламы, который экспонируется в Музее имени Н.К.Рериха в Москве. Кольцо – «символ подтверждения» ученичества, кольцо Учителя. На запястье правой руки Елены Ивановны – металлический (серебряный) браслет с символикой троеточия. На шее – тонкая ниточка бус из сандала.



Священный ларец, Рерих, 1928 Отсюда

На переднем плане картины изображен старинный ларец, под ним ткань с рисунком. Предметы расположены на возвышении, покрытом темным бархатом. На русских иконах так изображали Новый Завет. Вокруг ларца - 5 самостоятельных сюжетов, объясняюих смысл явления. За ларцом рисунок, создающий впечатление свечения. По бокам фигуры в восточных одеждах, держащие в руках чаши с огнем. В нижних углах картины в ореоле света изображены - справа многогранник, слева - птица.

Чинтамани был прислан Рерихам 6 октября 1923 г. в Париже в простом посылочном ящике. Он был завернут в вышитую материю и помещен в кожаный ларец. Этот ларец и ткань изображены на картине С.Н.Рериха "Священный ларец"




Н.К.Рерих, Белый камень, 1933 отсюда

Азиатские легенды рассказывают о белом коне Химават, который носит на себе огненную ношу - великий камень Чинтамани. Коню Химавата подобен монгольский белый конь Эрдени Море, также несущий на седле  драгоценный камень мудрости - из сборника "Врата в будущее", 1935. У тибетцев священный камень носит имя Норбу Римпоне. Камень Чинтамани - в индуистской и буддийской мифологиях магический кристалл, исполняющий желания. Многие хотели бы завладеть им, но он приходит только к тем, кто высок духом и чист сердцем, кто ради блага людей готов на подвиг и самопожертвование



Сокровище мира, Н.К.Рерих, 1924, отсюда

Белый конь без всадника, везущий на спине Сокровище, является одним и самых распространенных образов мифологии народов Центральной Азии. Белый конь с Чинтамани на спине изображен на сотнях и тысячах тибетских молитвенных флагов, развевающимися над опасными перевалами Гималаев - этот конь спешит на помощь путникам На картине Н.К.Рериха белый конь несет на спине знак трех сфер. Этот знак, избранный Рерихом  для Знамени Мира, принадлежит к числу древнейших символов человечества, известен еще с эпохи неолита. Он встречается в самых разных  культурах, философских системах. В христианстве это Троица,  в буддизме  - Триратна (Будда, его Учение и его Община).

Н.К.Рерих писал: Чинтамани - древнейшее представление Индии о счастье мира - содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете его изображение. На знаменитой картине Мемлинга ясно виден этот же знак, на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские неут на себе этот же знак... на гербе Самарканда... на старинной иконе Св.Николая в Баре, на тибетских перстнях, на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий...



Ганс Мемлинг, Поклонение Христу




Маттео Джованни. Мадонна с младенцем и двумя ангелами, фрагмент XV в.



Храм Неба, Пекин, XV в.



Керамический кувшин о.Санторини, Греция, VII в

Еще фото в статье Спириной Н.Д. здесь
и в статьев журнале Восход, стр 6 здесь









Авалокитешвара - бодхисатва, вплощение бесконечного сострадания всех будд. Одна из форм его проявления - чинтамани-чакра. Воплощением Авалокитешвары считается Далай-лама, который регулярно проводит инициации Авалокитешвары. Другие его санкритские эпитеты - Падмапани (держащий  лотос) и женская ипостась - Манипадма (держащая драгоценность и лотос). В восточноазиатском буддизме бодхисатва Авалокитешвара ассоциируется с женским проявлением под именем Гуань Инь в Китае и Каннон в Японии, которые являются одними из самых почитаемых представителей буддийского пантеона.

Один из главных атрибутов Авалокитешвары - шестисложная мантра Ом мани падме хум) Он белого цвета и имеет различные аспекты проявления. Первые две руки сложены вместе у сердца в жесте, умоляющем всех Будд о заботе и поковительстве над всеми живыми существами и избавлении их от страданий. В них он держит драгоценность, исполняющую желания - символ бодхичитты. В другой правой рукое - хрустальные четки, символизирующие его способность освобождать всех существ от сансары через практику начитывания шестисложной мантры Ом мани падме хум. В правой руке он держит стебель синего лотоса утпала, символизирующего его безупречность и сострадание. Полностью расцветший цветок утпала и два бутона показывают, что сострадательная мудрость Авалокитешвары пронизывает прошлое, настоящее и будущее. На его левое плечо наброшена шкура дикого оленя, символизирующая добрый и нежный характер сострадательного бодхисатвы.

Камень крупным планом отсюда







Росов В.А.: «Знаменательное событие произошло незадолго до отъезда из Франции. 6 октября 1923 года в дверь гостиничного номера отеля «Лорд Байрон», где остановились Рерихи, постучали. На пороге стоял служащий одного из парижских банков «Банкерс Траст». Он доставил посылку, которую принял Юрий Рерих. В обычный деревянный ящик был запакован ларец. На нем проступало изображение причудливых фигур – силуэты мужчины и женщины, священные зимородки и четыре готические буквы «М» по самому краю. А внутри находился чёрный аэролит… Полагают, что более столетия он хранился в Париже, в одном тайном обществе, специально созданном, чтобы оберегать сокровище. В 1920-е годы возглавлял это общество знаменитый французский режиссер Жан Кокто».

- Кто принёс посылку?
- Птицы приносят, не надо много говорить, ибо много гончих по следу. Прирасти дайте гостю к дому». (6.10.23)«…Учитель положил видеть ковчег на горе Алтая. Учитель настойчиво просит сохранить тайну до срока. Учитель любит дух другой у Камня. Учитель просит не раскрывать ковчег часто». «До завтра не трогайте Камня руками. Через ткань можно, но вынимать не нужно».


Наконец, последний вопрос - куда делся и где сейчас находится камень? Никто не знает, но более развернуто на этот вопрос отвечает Беликов П.Ф. "Рерихи: опыт духовной биографии" здесь

"...Как уже отмечалось выше, Рерихи не хранили Камень у себя дома. Ларец Камня запечатлен Святославом Николаевичем в портретах Елены Ивановны, Николая Константиновича и на отдельной картине. Николай Константинович изобразит Его на полотнах “Сокровище мира”, “Чинтамани”, “Держательница Мира”. В триптихе “Фиат Реке” изображен сам Камень в Руках Владыки. Имеется фотография открытого Ларца с покоящимся на вышитой ткани Камнем. Она относится к 1923—24 годам..."


Источник, еще здесь, также Википедия
О Гуань-Инь писала здесь

Здесь пост о музее Рериха в Санкт-Петербурге,
здесь - о музее в Москве
Сайт музея Рериха в Нью-Йорке здесь
Николай Рерих "Эрдени Мори"



Николвй Рерих.Зов Шамбалы



Фильм Дмитриевой о Рерихе и его картинах "Жемчуг исканий"



Tags: богини, камни, музеи, символика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Турецкий "Дар", Гебекли-Тепе и татуировки на подбородке

    Турецкий сериал "Дар" или "Атийе", снятый в стиле "Кода да Винчи" или "Индианы Джонса", но на турецкий манер,…

  • О происхождении колец и их символики. Обручальная татуировка

    История колец, по всей видимости, начинается еще в те времена, когда кольца еще даже и не носили. Раскрашивание и татуирование кожи в древнем мире…

  • Екатерингоф. Драгоценности и судьба

    "Чем мы не римлянки, приносившие на алтарь отечества свои драгоценности!" Менделеева-Блок Петергоф знают все. а Екатерингоф, подаренный…

  • Карельское карсикко

    Карсикко - особым способом обрубаемое или срубаемое хвойное дерево. Традиция, распространенная у финно-угров, - карел, финнов и других народов.…

  • Брошь маркизы де Севинье

    Жиль Л'Эгаре, один из величайших ювелиров века Людовика XIV, создал «noeud à l'Egaré» или «брошь…

  • Кипрский бык

    Древнее изрбражение священного быка на Кипре не редкость, интересно, что изображение верховного божества в древние времена носили также и в виде…

  • Древнеегипетский Бес и танцы воинов

    Кто видел хоть раз боевые танцы маори, конечно, обратил внимание на лица танцоров. Цель танца - напугать противника, воины маори выпучивают глаза и…

  • Золотые серьги-бусины

    Такие серьги из позолоченного стекла были особенно популярны с середины первого века до нашей эры до первого века нашей эры) Позолоченная бусинка…

  • Амазонка из Тывы. Где же бусы?

    Найденный еще в 1988 г. во время археологических раскопок в кургане Сарыг Булун в Тыве подросток-воин оказался, по результатам исследований,…

promo world_jewellery april 6, 2015 01:45 67
Buy for 20 tokens
Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень - попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments