?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Это одно из самых известных изображений месопотамской богини, правда до сих пор неизвестно какой именно. По этой причине его называют "рельеф Берни" по имени одного из владельцев. Первоначально барельеф куплен сирийским антикваром на юге Ирака в 1924 г., исследован в Британскм музее в Лондоне в 30-х гг,. Музей барельеф не купил и он переходил к разным владельцем, пока не был приобретен японским коллекционером Горо Саккамото за полтора миллиона фунтов.  Тогда англичане спохватились и с 2003 г. барельеф становится экспонатом Британского музея под названием "Королева ночи". До сих пор ведутся споры, что за богиня на нем изображена - Лилит, Инанна, Иштар или Эрешкигаль (сестра Инанны, шумерская богиня подземного мира), но самые реальные кандидатки - Инанна и Иштар.

На глиняной рельефной панели Барни изображена обнаженная женская фигура с птичьими крыльями и ногами с когтями, в головном уборе из 4-х пар рогов, характерных для главных шумерских богов. Рога увенчаны диском. На ней сложное ожерелье и браслеты из 3-х колец на запястьях, в руках кольцо с перекладиной. Стоит на паре львов, по бокам совы.  Обозначена гористая местность. Лицо обрамлено двумя косами, возможно, это церемониальный парик. Широкое ожерелье состоит из квадратов, структуированных горизонтальными и вертикальными линиями, возможно, изображая бусины. Ожерелье похоже на ожерелье бога, найденного в Уре (у него три линии ведут к квадрату).

Символ в руках богини интерпретируется по-разному, например, как веревочный спиральный виток, который мог служить для измерений или как кольцо в нос для домашних животных с веревкой. Но заметно его сходство с египетским символом шен, означающий вечнную защиту. В месопотамских изображениях этот символ часто можно видеть в руках божества, где он передается королю в момент поклонения, жертвоприношения и т.д.



Википедия о рельефе




В Британском музее

Барельеф относят к раннему периоду Исин-Ларса или немного позже, к началу старовавилонского периода (1800-1750 гг до н.э.). Возможно он происходит из Ура, где найдено изображение похожего мужского божества, подобное ожерелье изображено на фрагменте, найденном в Исине, а похожих львов раскопали в Ниппуре. Барельеф мог служить объектом поклонения и находиться в храме - об этом говорит фронтальность изображения, а скульптурность позволяет предположить, что это не просто живописная ссылка на божество, а символ его присутствия. Месопотамский храм имел прямоугольную форму с нишами с двух сторон, барельеф мог быть устаовлен в стене. Учитывая, что, вероятнее всего, на барельефе изображена Инанна/Иштар, богиня чувственной любви и войны, то предложение Торкильда Якобсена, что богиня находилась в храмовом борделе не выглядит невероятным, разве что слово бордель не совсем точен :))

Во время новогодних праздников в Шумере проводился особый ритуал, когда царь и богиня Инанна в лице главной жрицы уединялись в специально для них подготовленном помещении на вершине зиккурата, Царь вступал в союз с богиней и приобщался таким образом к божественности и вечной жизни. Это было очень важно для всего народа. Остальные подданные могли вступить в храме в такой же союз с самой богиней, где ее роль выполняли жрицы. Даже существовало правило, по которому каждая девушка должна была в порядке жертвы единожды отслужить в храме.

Мне она напоминает Фрейю и валькирий)) или апсар, которые поспокойнее, но только на первый взгляд) Наверняка в храмах Инанны и Иштар звучала музыка и танцевали жрицы, как в Индии, например, или в Египте)) Аналогами Инанны можно считать Дургу и Парватти, которые  в их ярстных формах с танцевали на поле боя. В пользу Инанны на барельефе говорит горный пейзаж (в текстах есть упоминание о горных гребнях Kur-mùsh на ее родине), из шумерских богов только Инанна изображалась на львах.



По остаткам краски воссоздали первоначальную окраску барельефа. Исследователи Британского музея предполагают, что рожки головного убора и часть ожерелья были первоначально окрашены в желтый цвет, так же, как на очень похожей глиняной фигуре из Ура. Возможно, что браслеты и символы кольца с перекладиной могут быть также окрашены в желтый цвет. Однако на рельефе не осталось следов желтого пигмента. Общий фон был, скорее всего, черный. В глаза были вставлены драгоценные камни.






Глиняная статуя женщины из храма, старовавилонский период (2000-1700) со следами красной краски, Британский музей. Прическа или парик, а также ожерелье и 3-составные браслеты очень похожи на детали богини на барельефе Берни.




Иштар держит в руках свой символ, терракотовый рельеф начала 2 тыс.до н.э. из Эшнунна, Лувр. Ожерелье, прическа и головной убор такие же как на рельефе Берни



Ваза Иштар, начало 2 тыс. до н.э. Схематичнское изображение ног богини соответствует ногам птиц, идущих над ней. Лувр. Такой подводный вариант Инанны.

К этому же периоду относятся еще несколько находок, где богиня изображена обнаженной, с крыльями и птичьими ногами, но в большинстве случаях она одета. Барельеф Берни имеет редкую сохранность, учитывая его возраст (около 4 тысяч лет) и материал (глина).  Это единственный в своем роде барельеф, по этой причине его долго считали подделкой.

Месопотамская богиня Инанна/Иштар - королева ночи, царица небесная, богиня плодродия, любви и войны. Олицетворение планеты Венеры, символ - 8-конечная звезда. Культ Инанны/Иштар распространен на всей территории Ближнего Востока и Египта, в финикийских колониях в Северной Африке и Западном Средиземноморье. Имя связано с аналогичными женскими божествами - Астарта, Ашторет и другие.

Об Инанне можно послушать лекцию А.Зубова здесь
Там же опубликована статья со всеми изображениями Инанны



Далее -  изображения символа кольца с перекладиной. Или стилизованного изображения веревочной петли.  Этот символ в Египте назывался кольцом шен и обозначал вечную защиту фараона и всего, чем он управлял. Похожий символ, но с кругом, растянутым в овал, на котором было написано имя фараона, назывался картушем и имел близкое значение. То есть кольцо шен представляло собой символический защитный периметр вокруг фараона и его владений. Эта концепция была включена в конструкцию гробницы, дворца и храма и представляла собой нечто вроде невидимой защитной  стены вокруг зданий фараона. Возможно, в основе символа изображение инструмента для измерения, которым пользовались строители и архитекторы.

Чаще всего шенское кольцо встречается у бога сокола Хораса (напоминает нашего двуглавого орла со скипетром и державой в лапах) и у богини-стервятника Нехбет.




Кодекс Хамураппи, верхняя часть стеллы



Правитель Ура Ур-Намму перед богом Нанной



Фрагмент стелы Ур-Намму из Ура. Около 2112-1997 гг до н.э. Филадельфия, университетский музей. Фото из статьи о месопотамском божестве Луны отсюда



Мардук верховное божество Вавилона с драконом, оттиск с печати





Хорос, Лувр. Амулет, Древний Египет, 1254 г до н.э., 26 год правления Рамзеса IIб XX египетской династии, найденный на мумии быка Аписа в Мнмфисе. Золото, ляпис-лазурь, бирюза и сердолик



Из гробницы Тутанхамона

























Фаравахар, символ зороастризма. Еще о солнечном крылатом диске здесь







Также встречается символ лягушки с подобным знаком. Лягушка была символом Хекат, богини плодородия, связанной с ежегодними разливами Нила, отождествлявшейся с Хатхор. Вместе с тем, она была покровительницей последней фазы рождения ребенка и жрицы ее храмов были акушерками. Амулет в виде лягушки в лотосе носили беременные женщины. Имя Хекат связывают с именем Гекаты - греческой богини колдовства. В виде лягушки или человека с лягушкой изображался бог Хех (его женская форма - со змеей). Хех представлял собой понятие бесконечности или вечности, а иероглиф этого бога обозначал "миллион", что для египтян было равно бесконечности. Он держит в руках пару пальмовых ветвей, которые обозначали год. Обе ветви изображены на кольце шен.




Cancho Roano - археологический объект, вероятно храм, расположенный в 3-х милях от Заламеа-де-ла Серен в провинции Бадахос, в Испании





В Пушкинском музее в Москве недалеко от месопотамской коллекции

Об украшениях шумерской царицы (жрицы) Пу-Аби писала здесь


Лекция Виктора Солкина о храме богини Хатхор в Дендере


О воротах Иштар, часть которых находится в Пергамском музее в Берлине. Традиционные цвета богини - синий и золотой



Это себе для памяти почитать

Recent Posts from This Journal

promo world_jewellery апрель 6, 2015 01:45 56
Buy for 20 tokens
Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень - попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата…

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
makoiiib
Jul. 19th, 2018 11:23 am (UTC)
Мне кажется, что именно про это изображение писал Ефремов, описывая пребывание Таис Афинской в храме матери богов: Таис видела это изображение недлеко от священного озера в форме полумесяца.
world_jewellery
Jul. 20th, 2018 10:04 am (UTC)
не помню этого фрагмента, но Инанна не богиня-мать и между созданием барельефа и Македонским полторы тысячи лет) связь может и есть, но не прямолинейная))
makoiiib
Jul. 20th, 2018 10:08 am (UTC)
Глава называется "У матери богов"
Т иам не говориться, что изображение - это мать богов. Даже Таис думает, что изображение очень древнее.
world_jewellery
Jul. 20th, 2018 06:00 pm (UTC)
Найду, почитаю) Спасибо))
ellenwisdom
Jul. 19th, 2018 12:24 pm (UTC)
Потрясающе интересно. Диссертация, а не пост. У меня здесь есть один френд, который, кажется, все знает о шумерах. Подход у него с точки зрения языкознания, знает больше 50 языков.
world_jewellery
Jul. 21st, 2018 07:06 am (UTC)
Супер-френд :)) Меня когда-то Пуаби потрясла своими бусинами, с тех пор у меня нездоровый интерес к шумерам :))
ellenwisdom
Jul. 21st, 2018 02:56 pm (UTC)
Вам, значит, будет интересно: https://rus-sumer.livejournal.com/75784.html
world_jewellery
Jul. 23rd, 2018 12:00 am (UTC)
да, так и есть) спасибо))
uchitelj
Jul. 19th, 2018 01:24 pm (UTC)
Совы в цвете душераздирающие. :-)
world_jewellery
Jul. 21st, 2018 07:22 am (UTC)
согласна :)) если бы этот рельеф впервые был бы явлен миру в цветном варианте он, наверное, не произвел бы такого впечатления))
tanafi
Jul. 20th, 2018 12:21 am (UTC)
Древние украшения смотрятся современно)
world_jewellery
Jul. 21st, 2018 07:32 am (UTC)
Согласна)) бусы - они и в Африке бусы)
tulyakov_2012
Jul. 20th, 2018 03:50 pm (UTC)
Отличных выходных !!!
world_jewellery
Jul. 21st, 2018 07:36 am (UTC)
Благодарю, взаимно)
tulyakov_2012
Jul. 21st, 2018 10:19 am (UTC)
Спасибо.
yyprst
Jul. 20th, 2018 06:18 pm (UTC)
львы - сиамские близнецы
такие есть в еги книге мертвых
и майянские правители имели трон в виде сиамских близнецов кошачьих
https://storage.bhs3.cloud.ovh.net/v1/AUTH_e85c7fafaff3479b9511b170e33b6382/posts/d471b197-3227-4e04-9442-dc78884bcbf7.jpg
сиамы - это основа
они говорят о проявлении параллельного пространства, которое совместилось с имеющимся
в таком случае возникали/ют феномены, которые обозначались иштар/кали/тефнут
world_jewellery
Jul. 24th, 2018 12:40 am (UTC)
Интересная мысль, спасибо)
tulyakov_2012
Jul. 21st, 2018 10:18 am (UTC)
Спасибо.
rus_sumer
Jul. 22nd, 2018 01:19 pm (UTC)
Если на рельефе Берни Инанна, у неё должна быть сеть "ко мне, мужчины, ко мне" - её аттрибут.
Хотя такой красивой женщине и сеть не нужна.

Интересно, как мастер изобразил линии на её левой руке. Линия ума и линия жизни разделены.
world_jewellery
Jul. 23rd, 2018 12:24 am (UTC)
у нее из одежды только крылья) видимо не предусмотрена) с линиями, действительно странно - линия любви прямолинейная без нюансов, а какая может быть линия жизни у богини? Наверное у шумеров не было хиромантии, только по печени гадали)
rus_sumer
Jul. 23rd, 2018 10:17 am (UTC)
Мадам в рабочей одежде храмовой проститутки.
Про таких писали пострадавшие "дуб-сары", писцы :

"Они стоят на углах улиц, выставив грудь и щёлкая пальцами.
Не смотри им в глаза! Не смотри им в глаза!! Иначе и сандалии свои оставишь у них"
табличка времён ІІІ династии Ура, ХХІІ век до н.э.

* Кстати, многое говорит о том что "рельеф Барни" - новодел по мотивам древних образцов.
world_jewellery
Jul. 24th, 2018 12:15 am (UTC)
спецодежда с крыльями все-таки слишком своеобразна) а из-за подозрения, что рельеф подделка Британский музей его 100 лет не покупал) и сейчас вопрос не закрыт, да)
net_ushky
Aug. 7th, 2018 05:07 pm (UTC)
На древнееврейском языке «голем» означает «нечто недоделанное, несовершенное, сформировавшееся», иногда это слово употребляется в значении «эмбрион», иногда - «болван, глупец», а в Талмуде - «незамужняя женщина». В синодальном переводе Библии (Пс. 138:16) оно трактуется как «зародыш» («Зародыш мой видели очи твои...»). Создание Голема, разумеется, следует рассматривать как имитацию божественного акта творения Адама, когда Яхве, слепив «из праха земного» человека, «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою»[5]. По мнению некоторых каббалистов, Адам в промежуточной фазе своего творения, еще не одухотворенный «дыханием жизни» и лишенный дара речи, являлся не чем иным, как бесформенным Големом. «В одном мидраше II - III вв. Адам описывается не просто как Голем, но как некий космический гигант, которому Бог открыл в его безжизненном и бессловесном состоянии судьбу всех будущих поколений вплоть до конца времен»[6].

обрабатывать этот и подобные ему тексты ни простой, ни мажоритарной логикой совершенно невозможно. воспринимать контент ассоциативным рядом, привязывая его к узловым точкам своего жизненного пространства и извлекая для себя - только для себя и только эмоции, - поскольку знание здесь, исчерпав в себе сакральный смысл, отделилось от материального и распавшейся невидимой эфирной субстанцией утратило всякую связь с нашим миром.


Edited at 2018-08-07 05:09 pm (UTC)
world_jewellery
Aug. 10th, 2018 03:18 pm (UTC)
Вы, как всегда, зрите в корень))
Разбирая символы как бы учишь буквы и язык, на котором стремишься заговорить :)) вдохнуть душу) оживить) есть много уровней восприятия - по разному и в древности воспринимали божественное простые люди и, например, профессиональные жрецы) какие-то взаимоотношения с богом были утилитарны, наверняка был и высокий эмоциональный и духовный опыт)) архаическое мышление, может быть, было более сложным, чем кажется) а жизнь более регламентированной) может быть в основе всего просто желание человека жить вечно и все знать наперед)
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

кольца
world_jewellery
Украшения мира

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com