?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Древние люди обладали большими познаниями в астрономии и это давно установленный факт. Более того, смысл и назначение многих палеолитических памятников становятся понятными, если смотреть на них именно под "астрономическим" или "астрономически-календарным" углом. Об этом фильм "Астрономы каменного века", который показался мне очень интересным,  хотя некоторые изложенные в нем факты пока считаются версиями) Одновременно попалась несколько интересных работ Б.Фролова, написанных еще в прошлом веке)), посвященные происхождению счета, возниковению первобытной символики и календаря, под катом - трактовки некоторых древнейших символов)

С другой стороны именно астрономические процессы и связанные с ним процессы на земле определяют и религиозные представления. Солнце проходит в течение года круг через 12 созвездий - это год и 12 месяцев. Основополагающими точками становятся два равноденствия, а также зимнее и летнее солнцестояния. Если их соединить - образуется крест. Солнце и Луна становятся первыми богами и часами человечества. Их существование циклично - они постоянно умирают и возрождаются. Человек зависит от их жизни. День рождения солнечного божества - 25 декабря, когда начинает прибавляться солнечный день, отмечает все человечество в той или иной форме, как и остальные три главных дня солнечного года. А ведь и в самом деле никто не знает, что день грядущий нам готовит)) и ведь нет никакой гарантии, что бог вновь родится.

Авторы фильма "Астрономы каменного века" рассказывают о теории французской исследовательницы, которая считает, что древняя живопись, показывая животных, изображает созвездия и мифологизированное изображение звездного неба.



Почему-то мифы о том, как боги подарили людям, к примеру огонь, существуют, а вот о том, что боги подарили людям календарь или часы - даже не могу припомнить)) хотя в наше время часы, особенно  швейцарские, традиционно хороший подарок) Может быть это случилось потому,  что сей факт широкой публикой так и не был осмыслен, а остался шаманской тайной, достоянием жрецов.

Простейшие знаковые группы появляются в конце ашеля и мустье - 300 тыс - 40 тыс лет назад.
В начале—ритмично повторенные нарезки, затем — серии точек, ямок, групп нарезок, красочных пятен, и, наконец — четко обозначенные круги, прямоугольные кресты. Если в последних трех элементах (круг, крест, растирание красных охр) угадываются начала позднейшей солярной символики, то доминирующий акцент на числе 3 в различных видах ритмичных повторений однотипных элементов не может не отражать простейших приемов счета.

Палеолитические изображения Евразии — а их число, сегодня превышает 10 тыс.— рассматриваются теперь не по отдельным хрестоматийным образцам, а целостными комплексами, включающими большие серии однотипных образов и символов, с учетом их топографии, в контексте других следов жизни и деятельности древних людей. Один из результатов исследования первобытного творчества—доказательство становления в палеолите пятерично-деcятичной системы счисления, другим результатом стало выявление в графике палеолита истоков систем счета с основаниями 3, 4, 7.

В графике позднего палеолита различаются следы двух "числовых систем" - одна строится на совокупностях цифр 5-10 (число пальцев), другая - к 7 и 14 (полумесяц). Древний человек обнаружил природную цикличность и чувствовал необходимость, особенно в холодном климате, точно определять количество дней в цикле,  поскольку он определял жизненный ритм общины. В мире нет ни одного народа,  не имеющего календаря. Самым простым способом определять время было движение солнца и луны, которые можно было наблюдать невооруженным взглядом. Особенно наглядно видны эти процессы благодаря лунным фазам - новолунию и полнолунию, уменьшению и увеличению диска луны. Луна для древнего человека была практически тем же, чем для современного человека являются часы.

Традиция воспринимать лунную цикличность как прибывание и убывание луны отразилась в орнаменте на 5 пластинах составного браслета из Мезина. Этот упорядоченный орнамент с группами по 14 штрихов восходит, видимо, к простейшим нарезкам, ямкам и другим знакам, число которых равнялось числу дней в одном или двух лунных месяцах. Это иллюстрируют находки на стоянках Авдеево, Костенки-1, Мезин, Мальта, кость волка с 57 нарезками (254+2+30) в Дольни Вестоницы, «амулет» с 28 полукружиями и ряды по 28-30 насечек на дротиках из Пшедмости, кинжалах из Пекарны и др

Учитывая и другие проявления цифры 7 на звездном небе (как минимум, 7 звезд Большой медведицы,  7  планет) - семерка закрепляется в языке и космологических представлениях. Памятью о раздвоении 14 дней (нарезок) на равные части служат симметричные построения из двух противолежащих групп по 7 нарезок на цилиндре из Иркутского госпиталя, по 7 стрел на противоположных плоскостях «жезла» из Гвард жи-лас-Клде, по 7 стрел на стенах Ляско (дважды), по 7 пятен в Нио и т. д. Соседствуют группы по 7 и 14 на мальтийской пряжке, на женских статуэтках Мальты и Бурети, на бивне из Кирилловской, на головке из Брассампуи и др.

На сплошном браслете из Мезина, прямые нарезки объединены в еще более сложный мотив - в зигзаг из 7 линий, всего 14 таких зигзагов, т. е. 98 линий. Напрашивается аналогия с наиболее архаичным чукотским календарем: он состоит из 14 групп насечек, по 7 насечек в каждой группе, и рассчитан на 98 дней.

В этом отношении интересна также пряжка из Мальты. На 7 витках центральной большой спирали 243 ямки, слева и справа по 122 ямки. Сумма всех ямок, лежащих вне центральной спирали без единицы (122+122=244) (244-1=243). Интересно, что прибавляя к сумме ямок центральной спирали сумму их в одной из частей, получим 243+122=365, т. е. число дней в году. Возникает предположение, что человек, наносивший ямочный орнамент на наружную сторону пряжки, каждой ямкой обозначал один день. Число дней в году он разделил на 3 части, 2 такие части он разместил в виде соответствующего числа ямок по центральной спирали, одну треть - с левой стороны от нее, затем взял еще раз третью часть года - 122 ямки - и поместил справа от центральной спирали. Делению года на 3 части соответствуют 3 змеи на внутренней стороне пряжки. В левой части пряжки месяцевидная фигура из 14 ямок может подтверждать, что здесь действительно отражен счет времени: «полумесяц», т. е. половина лунного месяца, 14 дней, прибавляется к 108 ямкам из спиралей в левой части пряжки для получения трети года. В правой части пряжки 11 ямок соответствуют числу, которое в позднейших лунных календарях прибавлялось в конце года к 354 дням (12 лунных месяцев) для перехода к 365 дням годового цикла солнца. В спиралях особенно часты семикратные числа ямок.

Особенно интересен  следующий результат, одновременно двумя независимыми путями полученный в СССР и в США, затем подтвержденный во Франции, Испании, Венгрии: построение и применение лунного календаря в палеолите. Существование лунного календаря беременности—факт очень важный для анализа биологических и социологических аспектов расцвета первобытного творчества и символики в конце палеолитической эпохи.

Два этнокультурных варианта художественной традици и палеолита связывали ритмический счет с образами человека и животных. При глубоких различиях в стиле и сюжетах, эти варианты сходны: центральный образ их — женщина, основные ритмы орнамента кратны 5 и 7. Тем значительнее различия в их четкой космологической ориентации. Один вариант традиции (Авдеево, Костёнки—I) имеет в списке анималистических изображений образы лишь сухопутных млекопитающих, в орнаменте четырехконечные крестики и ритмы кратные 4 (т. е. соответствует земле с 4 сторонами света). Другой {Мезин, Мальта ) имеет образы птиц и змей, ритмы орнамента кратны 3 (соответственно вертикальному делению космоса на 3 мира в первобытной космологии), его мотивы полны астрально-космологического значения, с выделением при этом в искусстве лишь образов змей—обитателей нижнего мира, и птиц — верхнего (небесного) мира. Как видим, сопоставление этнокультурных вариантов искусства отвечает своего рода «принципу дополнительности»: в каждом показана одна часть мира (например, его вертикальная ось — в отличие от горизонтальной оси, столь же четко переданной в другом варианте), так что в итоге, дополняя друг друга, они дают целостный образ мироздания с 7 точками пространства (3 по вертикали и 4 по горизонтали) и обитателями его стихий (с четкой классификацией сфер обитания).

Самые сложные и тщательно выполненные, законченные и лучшие по сохранности изделия из бивня мамонта: браслеты, украшенные резными меандрами и шевронами, в Мезине, бляхи со спирально-ямочным орнаментом в Мальте — хранят наиболее сложные свидетельства технологических, геометрических, арифметических и календарно-астрономических процедур, предшествовавших рождению этих шедевров палеолита, сделавших возможным их появление. Развитие математической структуры орнамента палеолита здесь также достигает апогея, как в пещерной живописи палеолита эволюция изображений млекопитающих—не потому ли, что последние как раз чужды «вертикальному» варианту, т. е. искусству Мальты и Мезина

Анализ коллекций Мезина и Мальты позволяет, насколько это сейчас возможно, постичь психологию творчества мастера в палеолите, уровень его точных знаний. В Мезине прослеживаются стадии генезиса календарно-математического орнамента: 1) на пластине из куска бивня по 3 ее краям подряд прочерчены 3 группы линий, 3 раза повторяя: число дней в половине лунного месяца и, соответственно, 3 раза меняя направление линий на 90°, они замкнуты 3 меандрами; 2) браслет из 5 пластин имеет группы параллельных одинаковых линий по числу дней и ночей в половине месяца, на стыках групп направление линий меняется на 90°, давая фигуру в виде меандра на каждом стыке, а в целом узор браслета числом линий соответствует числу дней и ночей в 10 лунных месяцах; 3) большой сплошной браслет имеет узор из того же количества линий, но более сложный по геометрическим построениям: центральная зона меандров, соответствующая (своими 282 линиями) длительности 10 лунных месяцев, заключена в симметричные зоны из 6 зигзагов (в каждом — 7 линий) так, что сумма линий в итоге достигает числа 366 (282 -]- 42 + 42), несомненно означающего длительность солнечного года.

Можно было бы видеть здесь простое случайное совпадение, если бы не тщательно продуманное по ритму, симметрии, параллельности линий (и их общему количеству, повторяющему количество линий на предыдущем браслете) размещение узора сплошь по всей поверхности данного браслета, с предварительно размеченными с помощью точек координатами каждой линии. Наконец, яркий пример такой фиксации сочетания знаков, которая соответствует годовому циклу Солнца, дала Мальта . Палеолитические обитатели Мальты (на Ангаре, у Байкала), специализируясь в охоте на северного оленя (составлявшего до 90% всей их добычи, судя по комплексу фауны в Мальте), не оставили его изображений в пластике. Но на большой бляхе из бивня с рисунками 3 змей и 5 спиралями центральная спираль на 7 витках имеет 243 ямки, а ямочные узоры на краях бляхи—по 122 слева и справа, что позволяет наглядно и просто получить величину, соответствующую числу дней солнечного года: 243 + 122 = 365.

Не случайно именно таков календарь аборигенов Северной Сибири: летний сезон занимает 1/3 года, остальные 2/3—зима, соответствующая времени (около 243 дней) от гона до отела самок северного оленя. Тут до XIX в. дожила у скотоводов и охотников традиция называть месяцы в связи с физиологическим циклом северного оленя («месяц течки», «месяц отела» и т. п.), а с другой стороны,— наносить на спиральный календарь ямки по числу дней солнечного года и недели (7 дней). И никакими случайными совпадениями невозможно объяснить тот факт, что спустя тысячелетия, в принципе по такой же, как в Мезине, формуле (282 + 82 = 364), в таком же символико-числовом (акцент на числа 3, 5, 7) и лунно-календарном (множество характерных графических элементов) контексте ранние земледельцы-скотоводы Армении, могли фиксировать длительность года в наскальных изображениях Гегамских гор.


Воздействие Луны на такое явление, как приливы и отливы бесспорно. Установлено также наличие у многих сухопутных животных врожденных половых циклов. Истоки лунных биологических циклов восходят к девонскому периоду, когда водные животные стали приспосабливаться к жизни на суше. Это может объяснить существование триады - Вода, Луна, Змея (рыба или земноводное), характерное для архаической мифологии всего первобытного мира.

Например, миф, записанный К. Лангло-Паркер у нунгабурров в Центральной Австралии. Балу-месяц с тремя змеями (его постоянные спутники) - подходит к реке и требует, чтобы люди перенесли змей на другой берег. Он обещал за это людям бессмертие (возрождения после смерти, аналогичные рождениям Луны после новолуний), но люди испугались змей и не стали их переносить. Рассерженный Балу-месяц перенес змей сам и лишил людей возможности возрождаться после смерти, как делает он сам, и для напоминания о ссоре посылает к людям змей. Разная окраска трех змей Балу (черная, белая, пестрая) позволяют исследователям сравнивать их с новолунием, полнолунием и промежуточными состояниями Луны. Но их можно сравнить и с 3 змеями на обороте пряжки из Мальты, несущей древнейшие в Азии спирали и лунные символы. Сюда же можно отнести концентрические со змеевидными линиями круги и спирали с 7 витками, изображенные аборигенами Австралии на фигурке птицы и «чурингах», поперечные полосы на гравировке фигуры рыбы  - сюжеты, после Мальты обычные в Северной Азии и в Европе.

Соседство чисел 5 и 7 окажется не случайным если допустить, что и в палеолите жили хранительницы лунного календаря, вычислявшие по Луне сроки родов. Беременность длится, как известно, около 280 дней, или 10 лунных месяцев. Ровно на середину этого срока приходится первое движение ребенка во чреве матери. Женщине предстояло отсчитать от этого волнующего момента еще 5 раз наступление замеченной фазы Луны до начала родов. Отсюда могли дойти любопытные явления и в фольклоре нганасан, где рассказывается, что месяц на небе был только для того и создан, чтобы люди могли рождаться, а женщины высчитывать по нему сроки родов.

Но в этой связи нужно вспомнить и шумерскую Богиню-Мать Гаутумдуг, которая вылепила первых людей из 14 кусков глины; и древнекитайскую покровительницу женщин и женского начала богиню Нюй-Ва: она тоже вылепила первых людей из глины, была богиней бракосочетаний и даровала детей. На древнейших изображениях она держит в руках Луну. Интересно, что она имела тело змеи и в день могла совершить 70 (т, е. 10 раз по 7) метаморфоз. О том, что этот комплекс представлений мог восходить не только к неолиту, но и ко времени палеолитической родовой общины, говорит двойственность ее отношения к супругу Фу-си: она вначале его сестра, потом - жена.

Женщины-нганасанки нашивают на свою верхнюю одежду 10 полосок цветной кожи, чтобы их отличали от девушек, и этот орнаментально-счетный прием восходит к архаичным традициям. Итак, числа 5 и 10 оказались рядом с «лунной семеркой» в орнаментах, мифологии, обрядах лишь благодаря познанию ряда реальных количественных соотношений, где с помощью 5 и 10 пальцев можно было установить время одной фазы Луны и повторение ее затем на протяжении 5 или 10 месяцев. Предпосылки для этого в палеолите уже сложились.

Десятичная система и счет на пальцах, лунный календарь и исчисление по нему срока родов были явлениями, одинаково важными в мыслях древних людей, по мнению Овидия, отделенного от этой древности хронологически на 2 тысячелетия меньшим сроком, чем мы.

Календарь — бесспорный признак научного знания, он сочетает в себе систему логически упорядоченных точных знаний об объективных свойствах мира с функцией точного предсказания явлений, хотя бы простейших. Внешние атрибуты использования календаря в Древнем Египте, Шумере или у первобытного населения Кавказа могли отличаться массой вариаций, имевших в каждом случае множество исторически складывавшихся локальных и этнических традиций. Но в любом калейдоскопе различий, говоря о календаре, мы имеем в виду суть его: систему счета времени по периодическим явлениям природы. Без этого нет календаря. Счет по фазам Луны или по сезонам, связанным с годовым циклом Солнца, требует наблюдений за этими светилами и применения чисел. Логика и психология этих процедур фундаментально соответствует прежде всего структуре научной деятельности, и лишь затем другим проявлениям духовной жизни, какие бы синкретичные формы она ни имела в первобытном обществе.

О Мезинском браслете писала здесь, о Мальте здесь)

Источник
и здесь

Еще видео можно посмотреть - Тайна трех религий, часть 1 здесь

Recent Posts from This Journal

promo world_jewellery апрель 6, 2015 01:45 49
Buy for 20 tokens
Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень - попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата…

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
tanafi
Nov. 6th, 2016 10:11 pm (UTC)
Наблюдения за Луной-древнейшие)
world_jewellery
Nov. 7th, 2016 08:35 pm (UTC)
да, ее трудно не заметить на небе))
lik_mi
Nov. 6th, 2016 11:03 pm (UTC)
Очень интересно, просто захватывающе. И убедительно:)
world_jewellery
Nov. 8th, 2016 06:20 pm (UTC)
особенно меня поразили украшения в виде лунных календарей)
lik_mi
Nov. 8th, 2016 07:08 pm (UTC)
Вот. Эти культуры носили с собой календари в виде украшений. А ливы - в виде лиелвардского пояса. Нет уж, не могли такие изделия служить всего лишь украшениями. Раньше над этим не залумалась. А когда у тебя прочитала, сразу поняла: уж слишком трудоёмкими был процесс изготовления, мотивация должна была быть самой что ни на есть жизненно важной.
world_jewellery
Nov. 9th, 2016 12:37 am (UTC)
пояс потрясающий)) вообще в орнаментах очень много смысла, но я, честно говоря, не задумывалась, что истоки могут быть такими древними

lik_mi
Nov. 10th, 2016 09:44 pm (UTC)
Смотрела кино про лиелвардский пояс?
world_jewellery
Nov. 11th, 2016 03:21 am (UTC)
не нашла быстро толковый)) если есть ссылка - буду признательна ,))
lik_mi
Nov. 11th, 2016 12:21 pm (UTC)
Чичас... Первая част



Вторая часть



world_jewellery
Nov. 12th, 2016 10:53 pm (UTC)
Спасибо большое)) посмотрела - интересно, расшифровывал ли кто-нибудь этот орнамент глубоко и подробно) в древности вся подобная символика имела смысл, ничего случайного) а ткачество, вышивки и ковры - вообще отдельная тема, клубки и нити - это же сплошная магия, и в мифах недаром много об этом
lik_mi
Nov. 13th, 2016 09:56 pm (UTC)
Есть такое ощущение, что эта тема засекречена...
world_jewellery
Nov. 14th, 2016 11:42 pm (UTC)
не исключено :))
lik_mi
Nov. 17th, 2016 10:25 pm (UTC)
Да, иначе не объяснить, что столько лет прошло со времени этого потрясающего открытия про общий код, а до сих пор в широком доступе ничего нового.
world_jewellery
Nov. 19th, 2016 04:22 pm (UTC)
согласна) много разрозненных фактов, но мне кажется, никто не смог еще объединить все это в одну систему) читаю сейчас про уичоли, мексиканских индейцев - удивительно как много связей с другими культурами)
martin33
Nov. 8th, 2016 06:30 am (UTC)
У нас и сегодня числам очень многие уделяют большое внимание))
world_jewellery
Nov. 9th, 2016 12:42 am (UTC)
согласна)) как минимум, математика - один из столпов существования нашей цивилизации
martin33
Nov. 9th, 2016 06:16 am (UTC)
Однозначно)
diseann
Nov. 8th, 2016 02:05 pm (UTC)
по поводу богов, подаривших календарь - как минимум Тот:)
world_jewellery
Nov. 8th, 2016 09:23 pm (UTC)
по сравнению с палеолитом Тот - почти наш современник) интересно, что он бог мудрости, письменности - но вместе с тем бог Луны))
j_hecate
Nov. 9th, 2016 05:43 pm (UTC)
Про устройство мальтийской пряжки прочла материал два раза, но всё равно не смогла представить себе как именно в итоге она выглядела... Интересно было бы увидеть фото.
world_jewellery
Nov. 30th, 2016 01:24 pm (UTC)
видимо, имеется в виду эта пластина, у нее есть обратная сторона с тремя змеями) изложенная здесь версия не единственная, ее интересно сопоставляют с находками в Гебекли-тепе

collectrix
Nov. 12th, 2016 05:50 pm (UTC)
Вчера была на концерте Аргишти. Слушала его дудук. Он, как всегда, рассказывал неофитам историю этого инструмента, который армяне считают своим национальным инструментом, но пришёл он к ним из Ассирии. Так вот. В селении ассирийцев в Армении ему рассказывали, что сам дудук (по ассирийски он называется иначе, но я не запомнила, потом посмотрю) символизирует нашу солнечную систему, а отверстия - планеты и солнце. Причём и сверление этих отверстий идет в определённой последовательности с обязательными молитвами/заговорами.
world_jewellery
Nov. 17th, 2016 12:00 pm (UTC)
интересный концерт и традиция интересная древняя)) я слышала, что дудук делают только из абрикосового дерева)
collectrix
Nov. 19th, 2016 07:14 pm (UTC)
Да, его армянское название циранапох, что переводится как “абрикосовая труба”, либо “душа абрикосового дерева”. Второе, конечно, подходит больше.

world_jewellery
Nov. 23rd, 2016 01:15 pm (UTC)
Спасибо большое за ролик)) необыкновенное искусство) поражает, что когда-то человек взял кусок дерева и сделал такое чудо))
collectrix
Nov. 23rd, 2016 08:19 pm (UTC)
Самое большое чудо - это сама музыка. Я имею в виду музыку как явление, как ... у меня не хватает слов. Я всё-таки совсем не знакома с теорией музыки. Поэтому попробую "своими словами". Меня всегда поражало воздействие музыки на человека. Она воздействует на нас помимо "разума", возбуждая эмоции, которые лишь потом мы пытаемся выразить сначала зрительными образами, а потом словами. Но это потом. А сначала мы её "впитываем", по моим ощущениям, всем организмом сразу. Не зря нынче, да и раньше, ещё в древние века, музыкой врачевали тогда и врачуют сейчас не только душу, но и тело.
world_jewellery
Nov. 27th, 2016 08:12 am (UTC)
согласна) и даже когда- изучаешь какой-то исторический период важно, "как он звучит")
collectrix
Nov. 29th, 2016 04:45 pm (UTC)
Да. Есть интересные лекции по теории музыки. Там об этом тоже говорится. Но, как всегда, прослушала одну, записала остальные и... Как пел Андрей Мронов: "Времени нет".
world_jewellery
Nov. 29th, 2016 06:33 pm (UTC)
с дочерью "отучилась" в музыкальной школе, но сейчас только слушатель)) да, на все не хватает времени, да))
collectrix
Dec. 5th, 2016 07:18 pm (UTC)
Да, я тут даже пост от расстройства накропала - Времени нет
world_jewellery
Dec. 6th, 2016 05:34 pm (UTC)
Почитала) грустная тема) но Миронова всегда приятно послушать))
collectrix
Dec. 6th, 2016 06:05 pm (UTC)
Да. Он тогда был моим любимым актёром. Но даже не за его замечательные фильмы или песни - за роль Фигаро в Театре сатиры. Такой был удар для всех его поклонников, когда он так рано ушёл из жизни. Вот тут очень хорошо написано и про роль и про его последний выход в этой роли http://www.c-cafe.ru/days/bio/23/mironov.php.
world_jewellery
Dec. 8th, 2016 11:54 am (UTC)
я много читала р его последнем спектакле)) переживала как за близкого человека)
collectrix
Dec. 11th, 2016 08:23 pm (UTC)
Папанов, потом Миронов. Сразу такие потери.
world_jewellery
Dec. 11th, 2016 10:08 pm (UTC)
Их гораздо больше)) но особенно сожалеешь о веселых позитивных людях
ira_tmn
Nov. 15th, 2016 04:13 am (UTC)
Удивительно..Интересно про календарь аборигенов Северной Сибири, не слышала до вас...
world_jewellery
Nov. 15th, 2016 10:57 pm (UTC)
Да, не всегда все так просто как кажется на первый взгляд :))
( 37 comments — Leave a comment )

Profile

кольца
world_jewellery
Украшения мира

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com