?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Шедевры палеолитического искусства производят неизгладимое впечатление на современного человека, что уж говорить о их современниках. Экспрессивные изображения проступали из вечной темноты, царившей в пещерах, благодаря слабому свету жировых светильников, зачастую высоко над головами. Кстати,  как сейчас, так и 15-20 тысяч лет назад жить в пещерах было крайне неуютно, более того, следов "постоянного проживания" человека в подобных пещерах, в общем-то, и нет. Скорее всего, это были древние "храмы" с помещениями, имеющими различное назначение. Среди них были особенно труднодоступные, тайные святилища, которые использовались, возможно, для посвящений или инициаций. Как выглядели эти древние ритуалы трудно сказать точно. Изучая сами пещеры, найденные в них предметы, а также сохранившиеся до наших дней архаические культы, мы приближаемся к пониманию того, как мыслили и во что верили древние люди. Однако среди находок древности есть много таких, назначение которых никто так и не смог точно установить. Может это сделаете вы?

Открытие каждой из знаменитых ныне пещер, начиная с Альтамиры в Испании и Ласко во Франции, сопровождалось невероятными историями. Например, открытие Ласко началось с удара молнии) Все без исключения исследователи, а затем и посетители говорят о сильном впечатлении,  которые пещеры производят на людей. Кстати, - в этом году выходит фильм "Альтамира" с Антонио Бандерасом, трейлер добавила в конце)


Ласко




Это настоящая картина с сюжетом и несколькими действующими лицами, единственная в своем роде, обнаружена как раз в одном из труднодоступных мест пещеры Ласко - в колодце -"шахте", чтобы попасть в который нужно было вначале преодолеть в темноте длинный узкий лаз, обдирая кожу, а затем в буквальном смысле прыгнуть в никуда. Трактовки изображения есть разные, но мне особенно нравится вариант, услышанный на лекции о происхождении искусства в Эрмитажном лектории, открывающей трехгодичный курс истории зарубежного искусства. В лежащей фигуре узнаются очертания человека, но это не человек - у него клюв, страные пропорции и руки c четырьмя пальцами - сложно художник подчеркивал, что это не обычный человек. Это синкретический, собирательный образ. Древние люди таким образом могли изобразить предка, прародителя, божество. Этот как бы человек или прародитель, вышел на охоту и только что нанес бизону смертельный удар копьем - копье сломано, внутренности животного вываливаются на землю. Но зверь собирает последние силы, шерсть его встает дыбом и он наносит человеку тоже смертельный удар - в сторону лежащей фигуры обращены оба рога. Древний художник изобразил на этой картине смерть, на это указывает и положение фаллоса. Прародитель выполил свой долг, обеспечив народу жизнь - мясо крупного животного, ценой своей жизни. В этой трактовке можно увидеть древнейший прообраз Христа. Птица рядом с телом может символизировать душу или дух.

Возле изображения носорога (в левой части композиции) хорошо видны три пары точек, в пещере Ласко они повторяются еще дважды и тоже в труднодоступных местах. Среди символов Ласко также сложный зубчатый символ, "гербы" и отдельные точки. Похожие знаки можно увидеть и на других стенах, на светильнике из песчанника, найденных неподалеку. Есть предположение, что 6 точек над головой одного из зубров в Ласко изображает скопление Плеяд в созвездие Тельца.  В 2000 г. немецкий ученый Михаэль Раппенглюк выдвинул версию, что глаза бизона, человека и птицы образуют летне-осенний треугольник (Вегу, Денеб и Альтавир). Там же,  в шахте найдены остатки красящих веществ, проколки, светильники и просверленные ракушки. А есще следы пяток детей-подростков) Суть загадки - что происходило в пещерном колодце, зачем дети там много двигались, отчего рассыпалось ожерелья, какой смысл имели нанесенные на предеты орнаменты..





На фото - мелкая пластика из Альтамиры

Археологи нашли в пещерах довольно много предметов из кости и рога, украшенных резьбой с аналогичной символикой. В этот период люди (кроманьонцы) не имели лука и стрел - палеоботаники установили, что в это время не существует деревьев достаточной гибкости. Те же палеоботаники обнаружили, что кроманьонец использовал в пищу более 500 видов трав (это к вопросу об искусстве кулинарии)



Еще одна "шифровка". И еще одна загадка - отсутствие копоти на стенах и как художники рисовали в полной темноте. В пещерах находят жировые светильники, но они дают мало света. Между тем древние художники создавали сложные цельные метафорические образы,



"Испанские" быки в пещере Альтамира - шедевры палеолитического искусства. Пабло Пикассо, увидевший эти росписи,  сделанные предположительно 15-17 тыс. лет назад сказал: "после работ в Альтамире все искусство пошло на спад". Разве эти быки не есть эмоциональное свидетельство связи современной Испании с ее корридой и этих святилищ? А разве сама коррида - это не память о важости мастерства охотника, от которого зависела жизнь его народа? А цвет этих быков - это и цвет крови, и натуральной охры, с помощью которой древний художник создавал эти изображения. Невольно вспоминаются фильмы Альмодовара, в которых так много темно-красного "томатного" цвета)

В пещере кроме изображений животных (бизонов,  лошадей и оленей) встречаются маски - природные формы стен очеловечены с помощью дорисованных глаз и ртов. Несмотря на то, что используется всего лишь две краски - уголь и оксид железа, эффект полихромности достигается за счет включения в изображение естественого цвета стен пешеры. А благодаря естественному рельефу стены, древний художник добивается объемности изображений.





Изображая несколько пар ног художник передает динамику бега животного


В пещерной живописи встречается много абстрактных знаков и символов в виде отдельных групп или чередующихся с изображениями животных - ряды точек, коротких вертикальных или наклонных линий,  прямоугольников, разделенных на квадраты,   овалы с линиями по центру оси. В наиболее известных изображениях в пещерах Ласко и Альтамира встречаются символы, нарисованные красной краской рядом с изображениями животных. Часто встречаются прямые линии, образующие при пересечении квадраты и полукружья.

Изображения знаков на потолке пещеры в Лас-Чименеас (Испания). Геометрические символы всегда расположены обособленно от рисунков. Это подтверждает сложный интеллектуальный уровень древнего человека. В Испании абстрактные формы встречаются чаще в зоне Кантабрийского моря - особено много кривых и извилистых линий. По мнению Алеруа-Гурана эти изображения - часть организованной системы символов, которые исследователь сводит к категориям мужским и женским и предполагает, что они имеют ритуально-магическое предназначение. Источник этого тезиса. Некоторые исследователи считают, что символы могут содержать отметки о наблюдениях за фазами луны или обозначают созвездия. То есть так чтобы совсем полностью вся эта символика тоже не расшифрована)




Черные знаки из пещеры Альтмира


Пещера рук - Куэва-де-лас-Манос, Аргентна. В основном, левые руки. 10-13 тысяч лет


На этих отпечатках рук, возможно, не хватает фаланг пальцев.

Это тоже загадка - зачем оставлялись такие отпечатки? Есть много теорий, в том числе такая -   для того,  чтобы оставить такой след, человек должен был набрать в рот краски и распылял ее на приложенную к камню руку, возможно,  чтобы вдохнуть в них жизнь. Возможно, это была часть ритуала.


Это знаменитое изображеие шамана из пещеры Ле-Труа-Фрер (Трех братьев) - рисунок аббата Брейля в 1912 г. По мнению Брейля это человек, одетый в шкуру животного, в маске и головном уборе с рогами, дает представление о ритуалах и обрядах древности. Открыта пещера была сыновьями графа Бегуэна очень эффектно в начале 20 века, почитать можно здесь



В пещерах наряду с живописью находят и мелкую пластику, зачастую представляющую собой произведения искусства.


Эта сцена  украшала копьеметалку. Копьеметалки до изобретения лука давали возможность бросить копье а более далекое расстояние. Однако как не подходит оружию такая прекрасная миниатюрная скульптура, изображающая сцену, полную любви и нежности))



Фото отсюда Изделия из кости, найденные в пещере Пекарна в Чехословакии. Фото опубликовано в книге Йозефа Аугуста и Зденека Буриана "Жизнь древнего человека",  Прага,  1962. 1,2 - жезлы начальников, 3 - дудки из ральцевых фаланг оленей, 4  бокалы из оленьего черепа, 5 - наконечники и иглы, 6 - костяной предмет с расщеплением, 7 - гарпун.

Предметы с условным названием "жезлы начальников" были довольно распространены в древнем мире, подобные предметы с отверстием находят также в захоронениях. Назначение этого предмета - тоже загадка. Нельзя же всерьез считать их выпрямителями копий :))



Захоронение двух мальчиков, умерших 23 тысячи лет. Один - в возрасте 12-13 лет, второй примерно 8 лет, лежат головой друг к другу. Сунгирь (Владимирская область). В могиле находился богатый инвертарь - красиво сделанные копья длиной 2,5 метра, кинжалы, бусины и другие украшения из бивня мамонта. Бусины были нашиты на меховую одежду. На фото хорошо видны "жезлы начальника". Фото отсюда


Раскопки захоронений возрастом в 23 тысячи лет, в области вечной мерзлоты, 200 км от Москвы в 1964 году. Мужчина 55 лет в меховой одежде, расшитой бусинами. Могильная яма и покойник были обсыпаны красной охрой, которая, когда завершился процесс тления, облепила кости скелета. Под скелетом и на нем было найдено около 1500 украшений из кости, просверленные клыки песцов, предположительно составлявшие часть ожерелья, а также две дюжины браслетов из бивней мамонта и бусы из того же материала, которые, по-видимому, были нашиты рядами на кожаную одежду покойника. Собственно мысль пришла о том, что красные естественные красители, использующиеся для погребальных ритуалов могут быть связаны с красителями, использующихся в живописи. Для чего могилы посыпали красной краской - уже не секрет, она символизировала кровь, необходимую для жизни) Вопрос в другом - зачем так много украшений нужно было брать с собой в другой мир? Для того, чтобы сделать такое количество украшений и бусин для погребенных все племя должно было трудиться не покладая рук долгое время.

Искусство палеолитической живописи сосредоточено, в основном, в Пиренеях - север Испании - юг Франции, плюс Капова пещера в Башкирии, Южный Урал. А вот женские палеолитические фигурки находят буквально по всему миру - от Африки, Австралии, Мексики до Евразии. Женщины не имеют лица, но при этом у них подчеркнуты женские отличия. В древности всех людей земли объединял единый фаллический культ. По этой пичине многие исследователи сводят смысл древнейшей символики к мужским и женским символам. Мужские - вертикальные острия, рога, жезлы, женские - овальные, треугольные, прямоугольные фигуры. Но о богинях в следующий раз)

Трейлер "Альтамира" с Антонио Бандеросом, 2016



Художники каменного века BBC



Зарождение искусства, наш документальный фильм



Музей Альтамира здесь
Читайте также: Украшения древних богинь или зачем богине бусы здесь

Recent Posts from This Journal

promo world_jewellery april 6, 2015 01:45 49
Buy for 20 tokens
Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень - попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата…

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
tulyakov_2012
Sep. 24th, 2016 06:35 am (UTC)
Красота.
Отличных выходных !!!
world_jewellery
Sep. 24th, 2016 09:04 am (UTC)
Спасибо, взаимно!
tulyakov_2012
Sep. 24th, 2016 12:54 pm (UTC)
Спасибо !
redseagull
Sep. 24th, 2016 06:58 am (UTC)
спасибо за интересную подборку
world_jewellery
Sep. 24th, 2016 11:08 am (UTC)
спасибо за отзыв)
redseagull
Sep. 24th, 2016 03:44 pm (UTC)
не, ну правда))) у Вас всегда интересно почитать))
world_jewellery
Sep. 26th, 2016 07:51 am (UTC)
Спасибо :))
inmigrante
Sep. 24th, 2016 07:05 am (UTC)
Любовь и нежность у двух лупящих друг друга козлов?!!!!
world_jewellery
Sep. 24th, 2016 10:37 am (UTC)
почему нет? во всяком случае древний скульптор в свое творение эти чувства вложил)
livejournal
Sep. 24th, 2016 11:38 am (UTC)
Загадки сознания и искусства палеолитического челове
Пользователь gerostratus сослался на вашу запись в своей записи «Загадки сознания и искусства палеолитического человека» в контексте: [...] Оригинал взят у в Загадки сознания и искусства палеолитического человека [...]
gerostratus
Sep. 24th, 2016 12:31 pm (UTC)
Замечательный материал! Премного благодарен! :)
world_jewellery
Sep. 30th, 2016 10:47 pm (UTC)
спасибо)
astrochuchundra
Sep. 24th, 2016 12:59 pm (UTC)
в самое сердце поразила пещера рук... вот это да!

спасибо, очень интересный материал
astrochuchundra
Sep. 24th, 2016 01:01 pm (UTC)
и еще я очень люблю Альмадовара))
world_jewellery
Sep. 26th, 2016 08:03 am (UTC)
впечатляет, да)) с Альмадоваром ассоциация,наверное,еще и из-за Бандераса)

Edited at 2016-09-26 08:37 am (UTC)
livejournal
Sep. 24th, 2016 03:28 pm (UTC)
Как первобытные художники рисовали во тьме пещер?
Пользователь ltraditionalist сослался на вашу запись в своей записи «Как первобытные художники рисовали во тьме пещер?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Загадки сознания и искусства палеолитического человека [...]
tanafi
Sep. 24th, 2016 10:28 pm (UTC)
Удивительные изображения)
world_jewellery
Sep. 27th, 2016 12:46 am (UTC)
да) это потрясающе)
anton_i_masha
Sep. 25th, 2016 12:49 pm (UTC)
Видимо, их тоже тянуло к искусству)
world_jewellery
Sep. 30th, 2016 11:32 pm (UTC)
наверное, человека всегда тянет к искусству...
blogbaster
Sep. 25th, 2016 12:52 pm (UTC)
Весьма любопытно!
Приятного воскресного вечера!)
world_jewellery
Sep. 27th, 2016 12:42 am (UTC)
Спасибо) И взаимно))
demouu1
Sep. 25th, 2016 04:39 pm (UTC)
Интересная статья! Спасибо большое за любопытную информацию)
world_jewellery
Sep. 30th, 2016 11:25 pm (UTC)
Спасибо за интерес)
julia_shahray
Sep. 25th, 2016 10:31 pm (UTC)
как интересно!
world_jewellery
Sep. 27th, 2016 12:40 am (UTC)
спасибо)
lik_mi
Sep. 27th, 2016 11:57 pm (UTC)
Безумно интересно, спасибо огромное, Марина!
А когда выйдет фильм, не знаешь?
world_jewellery
Sep. 30th, 2016 10:45 pm (UTC)
снят в 2016 - но я в интернете легко нашла и посмотрела из любопытства) может быть на больших экранах лучше видна живопись, интересно, когда быки оживают в сознании девочки))
j_hecate
Oct. 1st, 2016 01:49 am (UTC)
Какие жаркие, должно быть, дискуссии ведутся среди палеонтологов и археологов по поводу символики и "назначения" тех или иных изображений в пещерах!

Меня поразило то, как находчивы были древние люди в рисовании - вплоть до учёта рельефа стен для воссоздания объёма!

И, действительно, интересно, как им удавалось создавать рисунки в кромешной темноте? - неужели на ощупь?
world_jewellery
Oct. 2nd, 2016 05:20 pm (UTC)
Посмотрела новый фильм "Альтамира", там как раз обсуждалось, что светильники с жиром из костного мозга не коптят) вообще-то в пещерах много светильников нашли) отсутствии копоти было одной из причин обвинения графа де Саутуола в подделке росписей) а споров много и много загадок, которые, как считается, никогда не разгадать) но я думаю, все разгадается)) со временем)
j_hecate
Oct. 9th, 2016 11:00 am (UTC)
Теперь в моём понимании всё встало на свои места! Спасибо за пояснения))
world_jewellery
Oct. 13th, 2016 10:51 pm (UTC)
До конца в этом вопросе, пожалуй, еще никто не разобрался)) Спасибо тоже)
( 32 comments — Leave a comment )

Profile

кольца
world_jewellery
Украшения мира

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com