?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

История украшений тесно переплетена с историей "приручения" металлов. В первую очередь в неолитической технологической революции сыграло роль появление металлических орудий труда и оружия - собствено, с тех пор люди и гибнут за металл. Однако ювелирное искусство было не менее важой частью развития культуры, а его история была тесно связана с историей религии. 5 тысяч лет назад не только Ближний Восток, но и Европа были уже достаточно плотно населены, а войны, миграции и торговля определяли наличие постоянных связей между различными георгафическими регионами. Попытаемся изложить краткую хронологию истории металлургии в базовой версии.

Освоение бронзы, сплава меди и олова, - двольно сложный процесс. Нужно было иметь два вида руды и уметь создавать температуру 1084'C для плавки меди (олово плавится при температуре 232'C). Древнейшие археологические находки из бронзы сделаны в Европе, на территории Сербии и Румынии, в Анатолии, на Кавказе и в Китае. Затем бронза появляется на территории Баварии, Испании и Италии.



Египетские бусины из метеоритного железа возрастом 5 тысяч лет

Самые первые бронзовые изделия делают из меди с добавлением мышьяка или из полиметаллических руд - в которых одноременно находятся и медь и олово. Собствено, месторождений меди было очень много - на Синае, в Анатолии, в горах Европы и Азии, в частности в Карпатах, на Кипре (название меди "cuprum" происходит от названия этого острова), в горах Китая. А вот месторождения олова встречаются редко. Поэтому олово становится одним из первых предметов торговли.

Китайцы закупают олово в Камбодже и Таиланде, первые разработки олова в Европе происходят в чешских Рудных горах, их добывают кельты на территории нынешнего британского Корнуолла и Девона и Бретани во Франции. Около Уль-Бруна (современная Турция) в 1982 году найден древний корабль со всем необходимым для бронзового литья - 10 тонн меди, тонна олова и 150 амфор смолы терпентинной фисташки для литейных форм. А вблизи острова Родос на дне Средиземного моря археологи обнаружили греческое судно с металлоломом, затонувшее более 3 тысяч лет назад.



Торговля ведется морскими и речными путями. Поэтому большое значение приобретают как технологии изготовления инструментов, так и судов, которыми особенно в этот период славится Египет и Междуречье. Знаменитым в древности экспортом становятся также египетские бусы из стекла - одного из первых искусственных материалов, наряду с бронзой. Египетские бусы находят в Шотландии, на Балтике и даже на Урале. Примерно в это же время хетты изобретают железо, хотя, возможно, впервые оно появляется в Таиланде. Хетты тщательно оберегают свои технологии, железо там ценится дороже золота и запрещено к вывозу из страны.

Затем в этой более-менее гармоничной системе происходит кризис, который в 12 веке до н.э. затронул средиземноморские цивилизации - Микены, Крит, Хеттское царство, Египет. Хатусса, столица хеттов, разрушена и государство прекращает свое существование. Население сокращается, материальная культура становится примитивной. Среди версий возможной катастрофы - развитие железной металлургии на Балканах и нашествие данайцев, ахейцев, этрусков. сардов, филистимлян и прочих "народов моря", вооруженных более совершенным оружием. Или катастрофический взыв вулкана Тера-Санторин, падение метеорита в Индийский океан или затопление Черного моря в результате таяния лендников - Потоп, одним словом. Еще версия - огромные миграции голодных людей с севера на юг, вызванные похолоданием. Каждые полторы тысячи лет Атлантический океан вызывает цилические периоды похолодания и потепления (цикл Бонда). Климат портится не только в Европе, но и в Африке и на Ближнем Востоке. В 1109 до н.э. году произошло мощное извержение вулкана Гекла. Эта катастрофа коснулась Средиземноморья, Индию и Китай она не затронула.

В результате медь и олово становятся дефицитными материалами, люди перешли на железо. Железо было известно много тысяч лет, в основном железно-никелевые метеориты и самородное железо. Первоначально его ковали, как и золото, поэтому первыми железными предметами были украшения, как например, бусы из железа в Египте. Из метеоритного железа был сделан кинжал Тутанхамона. Но это железо и инструменты 3 -2 тысячелетий до н.э. были слишком мягкими.




Египетские "космические" бусины из некрополя Герзеха (3200 г. до н.э) в Египте. Группа ученых из Университета колледжа Лондона в Катаре под руководством Тило Ререна доказала, что бусины сделаны из метеоритного железа, результаты были опубликованы в Journal of Archaeological Science. Чтобы не повредить бусины их сканировали при помощи потоков нейтронов и гамма-лучей, высокое содержание никеля, кобальта, фосфора и германия доказывало, что железо имело не рудное происхождение, а метеоритное. Кроме того, древние египтяне применяли для производства бусин не резьбу и сверление, а ковку и неоднократный обжиг. Железо превращали в пластинки толщиной 1-2 мм, сворачивали в цилиндрики длиной 1,5 - 1,7 см. В центре просверливали отверстие для нанизывания на нить. Такая технология требовала большого мастерства, поскольку метеоритное железо твердый, но при этом хрупкий материал. Бусины были частью ожерелья вместе с другими бусинами из золота и драгоценных камней. Хранятся в музе Университетского колледжа Лондона. Исследования показали,  что древние люди могли обрабатывать железо задолго до начала производства его из руды. Фото бус отсюда. Подробнее здесь. PDF статьи здесь

Ситуация изменилась после открытия нового способа обработки железа - сыродутного (кричная металлургия). Железная руда смешивалась с древесным углем, в печь мехами накачивался воздух - температура не достигала 1539'C, при которой железо начинает плавиться, но достаточно высокой - 800-1000"С, чтобы железо начинало восстанавливаться из окислов. Полученая масса - крица, проковывалась, в результате удалялись шлаки и железо делалось прочнее + закалка в холодной воде. К VIII в до н.э. люди начали делать оружие из железа такого же качества, как и бронзовое. Произошло это, по-видимому, в Испании. После этого происходит переход от бронзового века к железному, а металлургический процесс в таком виде существовал до начала 19 века, когда появилась доменная металургия и горячее литье.

Читайте также о хеттском железе и украшениях здесь
Иточники: здесь и здесь

передача сгутв о ювелирном икусстве и металлах



Recent Posts from This Journal

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
tanafi
Feb. 24th, 2016 09:58 pm (UTC)
Катастрофы и потопы путают все карты человечеству)
Все приходиться открывать заново)
world_jewellery
Feb. 25th, 2016 01:26 pm (UTC)
да, все постепенно изучается)) насколько я знаю у нас начали развивать проект по изучению Черного моря - часть его была пресноводным озером))
liya_fa
Feb. 25th, 2016 03:09 am (UTC)
интересно,как зарождалось производство..это сейчас бусы из железа не в особом почёте,а тогда круче золота,наверняка было))
world_jewellery
Feb. 25th, 2016 01:44 pm (UTC)
да, периодами)) а небесное железо особенно почиталось)) удивительные бусины - 5 тыс лет))
liya_fa
Feb. 29th, 2016 08:34 am (UTC)
они явно супердорогие))
world_jewellery
Feb. 29th, 2016 01:20 pm (UTC)
как исторический артефакт, конечно, а если говорить о метеоритном железе сейчас, то кусочки некотрых метеоритов можно купить недорого)) у меня есть маленький метеорит))
liya_fa
Feb. 29th, 2016 03:16 pm (UTC)
круууто....)))
метеорита у меня пока нет))
world_jewellery
Mar. 1st, 2016 11:30 am (UTC)
Re: круууто....)))
я купила как-то из любопытства, правда маленький) :)) напишу как нибудь, они бывают в продаже разные, есть совсем недорогие))
liya_fa
Mar. 1st, 2016 11:35 am (UTC)
Re: круууто....)))
о,стоит написать))
world_jewellery
Mar. 4th, 2016 11:45 pm (UTC)
Re: круууто....)))
у меня очень маленький метеоритик, полдня искать по шкатулкам)) но надо его найти, может к браслету подвесить))
liya_fa
Mar. 7th, 2016 05:02 pm (UTC)
Re: круууто....)))
не нашла? два дня прошло))
world_jewellery
Mar. 7th, 2016 07:09 pm (UTC)
Re: круууто....)))
Пардон! целый день бегала по Миру камня, приехала никакая)) постараюсь завтра
world_jewellery
Mar. 16th, 2016 03:03 am (UTC)
Re: круууто....)))
Лия, дорогая! Я все перевернула, не найду, обещаю сфотографировать, когда попадется)), помню, что перекладывала "поближе" - просто он очень маленький, с припаянным колечком для подвешивания, покупала в камневедах довольно давно, похож на этот, но меньше и стоил совсем мало) http://kamnevedy.ru/product/kupit-kulon-meteorit-kampo/
lik_mi
Feb. 29th, 2016 09:20 pm (UTC)
Насколько же трудоёмкими были процессы переработки металлов... Трудно поверить, что целью таких затрат являлось только украшательство. Ты заронила во мне эту мысль, и мне она кажется всё более рациональной.
world_jewellery
Mar. 1st, 2016 10:28 am (UTC)
да, все в мире связано)) недаром целые периоды истории назывались медным, железным, бронзовым веками)) развитие цивилизации связано с металлами, совершенствованием орудий труда и оружия)) украшения можно считать показателем уровня развития культуры того или иного общества :))
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

кольца
world_jewellery
Украшения мира

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com