?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Носить несколько килограммов серебряных украшений может быть и не очень удобно, но это впечатляет и даже сейчас многие женщины не отказались бы от такой ноши :)) Тм более, что речь идет о старинных и очень красивых ювелирных украшениях. Сету - небольшой финно-угорский народ, который проживает в Печорском районе Псковской области (примерно  в регионе городов Изборск и Печоры), а также в прилегающих районах Эстонии. Численность его определяют сейчас в 10 тысяч человек, но большая часть сету при переписях записаны как эстонцы или русские, в переписи 2010 года в России назвали себя сету всего лишнь 214 человек. В Этнографическом музее Санкт-Петербурга хранится уникальная коллекция серебряных украшений сету, многим из которых более 400 лет.

Многие украшения связаны с древними ритуалами любовной или целительной магии, с рождением детей, а также посвящались календарным праздникам и обрядам. Украшения сопровождали женщину в жизни и даже после смерти. Хранители и аккумуляторы женской магии, украшения сету органично сочетали в себе древние этнические традиции и моду.



Особенно привлекает внимание одно очень интересное и характерное для народа сету украшение, на стенд с которыми я обратила внимание в Особой кладовой Этнографического музея (РЭМ). Это большая фибула (пряжка или своего рода брошь) в виде конуса с усеченой вершиной, попросту говоря, с отверстием. Фибула внешне напоминает женскую грудь или чашки бюстгальтера и многие воспринимают эту фибулы как украшения, которых должно быть, соответственно, два. Однако носят одну такую фибуду посередине груди. Называют ее "сету-сульг", "суур сыльг", "суур сольг", пряжка сету и т.д. Фибула использовалась как магический сосуд, в нее наливали воду и проводили различные ритуалы. Встречаются такие фибулы, в которых отверстие запаяно монетой.

Ее носили замужние женщины детородного возраста примерно с 18 до 45 лет до появления внуков. Этот тип украшений появился на основе обще-эстонского украшения. Такие пряжки носили в Западной и Северной Эстонии, на острове Муху, но только у сету они достигали больших размеров - до 36 см в диаметре. Средний размер  - 20 см. Размер фибулы определялся благосостоянием семьи, часто это украшение дарил невесте жених. Подарок в виде самой большой фибулы мог сыграть решающую роль в выборе жениха

Пряжка сету - конусообразная фибула, Псковская губерния, конец 19 века, РЭМ

Украшения из серебра и металла - характерное дополнение праздничного костюма у всех народов Балтийского региона, особенно самобытны украшения эстонцев, сету и латышей. Украшения передавали из поколения в поколение. В 19 веке люди хорошо понимали символический язык орнамента, например сакта "рука в руке" служила подарком женихом невесте.

Традиционный набор украшений сету включал 2 фибулы - одну маленькую для застегивания ворота, вторая большая нагрудная коническая - сыльг, а также шейные, шейно-нагрудные, нагрудные украшения: ожерелья, цепи, большое и малое монисто, плюс серьги, браслеты и кольца. Украшения из монет назывались денежными - rahadso. Общий вес украшений доходил до 5-6 кг. Украшения матери переходили по наследству старшей дочери, а если ее не было - то жене старшего сына. Особенно ценными считались украшения звонкие - подвески соприкасались при ходьбе и танцах с брошками и пряжками, бренчали и отпугивали злых духов. Когда женщины шли на праздник, звон стоял как от рыцарских доспехов или от приближения лошади с бубенцами.

Украшения начинали носить с раннего детства. Младенцу надевали цепочку с крестом. Девочки с 5 - 10 лет носили цепочки и фибулы,
подаренные матерью и бабушкй, фибулами скрепляли ворот рубашки. В 10-14 лет начинали носить более тяжелые цепи, шумящие подвески, кольца и перстни, которые носили на всех пальцах, кроме среднего. В 14-18 лет девушки начинали покупать украшения сами. Хранили в амбарных сундуках в особых ларчиках вместе с парадным костюмом.




Конусообразная фибула - "большая пряжка" входящая в состав сетуского "хыпы" (серебряного наряда) - комплекса женских шейных и нагрудных украшений сету фертильного возраста. Серебро, 1859, шведский ювелир Алесандр Иоханн Бломериус. Вместо традиционного для больших пряжек гербового двуглавого орла выгравированы жанроые сценки-рондо. РЭМ, иллюсрация отсюда


Надевали суур сыльг только по праздникам, в церковь и на свадьбы. Не носили во время траура, не давали в руки чужим людям. С этой фибулой связано наибольшее количество магических обрядов - ее использовали для повышения способности женщины к деторождению, повышению плодородия растений, плодовитости домашних животных, защиты беременных и детей от дурного глаза и болезней, для лечения членов семьи и животных, поддержания молодости и красоты хозяйки, возвращения мужа в семью. Она имела большое значение в свадебной обрядности и обрядах, связанных с новорожденным. Сыльг защищала источник сердечной энергии, который считался особенно восприимчивым к воздействию злых сил. Украшения делали из серебра, которому также приписывали магические свойства - серебро отпугивало нечистую силу.

Форму пряжка всегда имела конусовидную с усеченой вершиной и отогнутыми внизу краями под прямым углом. Узкая часть конуса имеет вид пряжки, напаянной на край с загнутой книзу иглой - язычком. Другой конец иглы расплющен и вставлен в отверстие у ободка и закручен вокруг него.



Женское шейное украшение эстонки-сету. Кресты, серебро, литье. Печорская волость, Псковская губерния, 18 - начало 19 века. На сайте РЭМ здесь

Есть две основные версии происхождения народа сету или, как его еще называли, "псковская чудь". По одной из них сету населяли этот регион вместе с древлянами, по другой - уходили от христианизации с территорий, заселенных нынешними эстонцами. Есть даже версии, что сету пришли сюда раньше славян. В русских летописях упоминаются с 12 века, постепенно принимать христианство сету стали примерно с середины 15 века - после возникновения Псково-Печорского монастыря. Из-за своей малочисленности проигнорированы и Россией и Эстонией. Кроме того, эстонцы, в основном, лютеране, а сету - православные, поэтому эстонцы их за своих не признают. В связи с отсутствием перевода библии на язык сету их форма православия тоже весьма своеобразна и русские называли их за это "полуверцами", языческие обычаи сохранились у этого народа едва ли не до сей поры. Говорят сету на разновидности вырусского диалекта эстонского языка. Язык сету внесен ЮНЕСКО в число вымирающих языков. Одним словом, в последнее время все спохватились и стали народ и их язык сохранять. В деревне Сигово численностью 11 человек есть музей сету и там даже проводятся фестивали, на который отовсюду приезжают представители этого народа.


Серебряная медаль в ажурной оправе - фрагмент ожерелья "санга". Сету, Псковская губерния, 18 - 19 века. РЭМ

Знаки креста и гербового орла в женской фибуле означали, что женщина замужняя и православная. Некоторые исследователи полагают, что изображения двухглавого орла восходит к более ранней традиции изображения двухголовых птиц. В 19 - начале 20 веков в украшениях сету (а также эстонцев и латышей) появилось много украшений, которые изготавливали немцы и шведы - ювелиры Дерпта (Тарту),  Ревеля (Таллина) и Риги. Позднее под их влиянием сложились две школы - курземская и видземская. Украшения сету можно увидеть и сейчас.



Современная фотография отсюда



Фото отсюда



Фото отсюда



Фото отсюда

У скандинавов есть украшение, которое, конечно, сильно отличается - но с ним можно провести параллель - на фото современная реконструкция



P.S. Сакта - это вид броши, характерной для латышских и эстонских национальных костюмов. Есть предположение, что это понятие пришло из индуизма, в переводе с санскрита "шакти" означает силу, мощь. Шакти - супруга бога Шивы или древняя богиня-мать. Женские этнические украшения особенно интересно сравнивать с индийскими, как, например, с украшениями богини Лакшми :)) Подробнее об индийских традиционных украшениях Солах Шрингар я писала здесь, об Особой кладовой Этнографического музея в Санкт-Петербурге здесь, о монистах - здесь.

А как вам такая паралель:



фото отсюда, нашла у френда bykovvg_1952



Видео о народности и музее сету



Еще фильм о народности сету



Подробнее на сайте Этнографического музея СПб и в этом pdf

Подробнее о фибулах сету в исследовании И.А.Галицкой (pdf)

Recent Posts from This Journal

promo world_jewellery april 6, 2015 01:45 49
Buy for 20 tokens
Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень - попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата…

Comments

( 42 comments — Leave a comment )
liya_fa
Oct. 19th, 2015 04:27 am (UTC)
какая интересная народность...не знала о них...но украшения у них впечатляющие,да.
очень и для современности красивые.
world_jewellery
Oct. 19th, 2015 11:25 am (UTC)
Да, очень интересная)) и сохранили традиции до сих пор
redseagull
Oct. 19th, 2015 05:32 am (UTC)
спасибо, очень интересно, никогда о таком народе не слышала
world_jewellery
Oct. 19th, 2015 02:23 pm (UTC)
его буквально несколько лет назад в России признали самостоятельным и при этом коренным народом ))
redseagull
Oct. 21st, 2015 04:37 pm (UTC)
интересно)
world_jewellery
Oct. 22nd, 2015 10:14 pm (UTC)
согласна, уникальный народ и редкие украшения))
elison2012
Oct. 19th, 2015 06:36 am (UTC)
Я бы отказалась )) Красиво, не спорю, необычно, но ходить горбатой сними...))) Моя шея не выдержала бы )
world_jewellery
Oct. 19th, 2015 02:28 pm (UTC)
тяжеловата ноша, да... однако, не каждый день носили :))
rosa_wolke
Oct. 19th, 2015 03:14 pm (UTC)
Мне понравились серебряные крошения, кроме фибулы (мисочки:-).
А остальные украшения вполне себе современные.
world_jewellery
Oct. 20th, 2015 12:15 am (UTC)
да, фибула иногда и на тазик тянет :)) конечно, сейчас это не очень понятно, но украшение редкое, потому и интересное :))
rosa_wolke
Oct. 20th, 2015 05:19 pm (UTC)
Конечно, очень интересное, я просто практично примеряю на современный лад.

Надену, не надену)).
А как музейный экспонат и народный стиль, так вполне себе в гармонии и со стилем.
world_jewellery
Oct. 23rd, 2015 10:43 am (UTC)
мне нравятся украшения-реконструкции, я ношу)) но сету-фибулу большую как современное украшение не представляю, выглядит как доспех)) а вот все остальное - запросто
rosa_wolke
Oct. 25th, 2015 04:57 pm (UTC)
Украшения-реконструкции - это созданные в наше время, но по образу старины? Мне тоже многое понравилось из того, что видела в твоих постах).
world_jewellery
Oct. 28th, 2015 02:48 am (UTC)
да, это сейчас популярное течение, я люблю выискивать такие украшения)) рада, что некоторые тебе понравились ))
rosa_wolke
Oct. 28th, 2015 04:57 pm (UTC)
я люблю выискивать такие украшения))
Конечно, какая же женщина не любит украшения)). Мне нравится читать о твоих находках.
world_jewellery
Oct. 28th, 2015 09:31 pm (UTC)
Re: я люблю выискивать такие украшения))
да, это приятнее, чем в горящую избу входить))
rosa_wolke
Oct. 29th, 2015 04:12 pm (UTC)
Re: я люблю выискивать такие украшения))
Иногда тянет и в горящую избу войти)). На подвиги то есть)).
world_jewellery
Nov. 1st, 2015 12:38 am (UTC)
Re: я люблю выискивать такие украшения))
есть еще порох в пороховницах :))
(Deleted comment)
world_jewellery
Oct. 23rd, 2015 11:59 am (UTC)
точно, я тоже все время вспоминаю рыцарский зал в Эрмитаже - там есть нагрудные доспехи, похожие на сету-фибулы
livejournal
Oct. 22nd, 2015 07:31 pm (UTC)
Серебряные украшения эстонки-сету и большая фибула &quot
Пользователь uchitelj сослался на вашу запись в своей записи «Серебряные украшения эстонки-сету и большая фибула "суур сыльг"» в контексте: [...] Оригинал взят у в Серебряные украшения эстонки-сету и большая фибула "суур сыльг" [...]
world_jewellery
Oct. 22nd, 2015 09:49 pm (UTC)
Re: Серебряные украшения эстонки-сету и большая фибула &
Благодарю))

Edited at 2015-10-22 09:50 pm (UTC)
livejournal
Oct. 22nd, 2015 09:39 pm (UTC)
Серебряные украшения эстонки-сету и большая фибула *су
Пользователь stringbasso сослался на вашу запись в своей записи «Серебряные украшения эстонки-сету и большая фибула *суур сыльг*» в контексте: [...] Оригинал взят у в Серебряные украшения эстонки-сету и большая фибула "суур сыльг" [...]
world_jewellery
Oct. 22nd, 2015 09:50 pm (UTC)
Re: Серебряные украшения эстонки-сету и большая фибула *
Спасибо :)
livejournal
Oct. 23rd, 2015 02:19 am (UTC)
Серебряные украшения эстонки-сету и большая фибула &quot
Пользователь jozhik сослался на вашу запись в своей записи «Серебряные украшения эстонки-сету и большая фибула "суур сыльг"» в контексте: [...] о. Оригинал взят у в Серебряные украшения эстонки-сету и большая фибула "суур сыльг" [...]
world_jewellery
Oct. 23rd, 2015 10:20 am (UTC)
Re: Серебряные украшения эстонки-сету и большая фибула &
Спасибо :))
livejournal
Oct. 23rd, 2015 06:22 pm (UTC)
Серебряные украшения эстонки-сету и большая фибула &quot
Пользователь shyrranay сослался на вашу запись в своей записи «Серебряные украшения эстонки-сету и большая фибула "суур сыльг"» в контексте: [...] о. Оригинал взят у в Серебряные украшения эстонки-сету и большая фибула "суур сыльг" [...]
world_jewellery
Oct. 23rd, 2015 07:39 pm (UTC)
Re: Серебряные украшения эстонки-сету и большая фибула &
Благодарю :))
lik_mi
Jun. 15th, 2016 08:41 am (UTC)
Очень интересно, Марина. Ты всегда даешь исчерпывающие сведения по теме, но здесь интрига осталась нераскрытой, что особенно притягивает. Я имею в виду исторический и культурологический контекст вокруг женщины, увешанной несколькими килограммами серебряных украшений. Как сложилась эта традиция, имела ли какое-то практическое значение, кроме оберега, - "живой сейф", к примеру, в дальних перемещениях... А параллель сакта - Шакти ещё более поразительна. Сакты найдены в нескольких захоронениях викингов на территории Латвии, но информация о том, откуда они есть-пошли, недостоверна и противоречива - по тем газетным источникам, которые первыми попались под руку.
world_jewellery
Jun. 17th, 2016 10:25 am (UTC)
действительно, чтобы докопаться до смысла некоторых украшений, необходимо детективное расследование))) считается, что эстонцы и сету - потомки финно-угров, Рерих, к примеру, считал эстонцев потомками чуди)) а латыши с литовцами - индоевропейцев) но украшения сету, мне кажется, ближе к индоевропейским)) за тысячи лет все смешалось, тем и интересны подобные сохранившиеся традиции) кстати, лингвисты считают балтские языки (включая прусские) ближайшими к славянским, то есть, возможно, эти племена имели единого предка)) Много украшений - это норма для женщин из богатых семей в древности)) Мнений сейчас очень много взаимоисключающих, поэтому точку никто не может поставить в этом вопросе - только версии
lik_mi
Jun. 17th, 2016 11:16 am (UTC)
"тем и интересны подобные сохранившиеся традиции"
Полностью согласна)
Балто-славянское единство... В советские времена это была общепринятая теория, в настоящее время далеко отодвинута. Если бы наука лингвистика, как и история, не становилась заложницей политики... Тогда не нужно было бы делать поправку на политические репрессии той или иной научной точки зрения. Да и методы исследования народностей по ДНК внесли поправки и некую сумятицу... Оказалось, что носители языка могут быть этнически совсем другим народом, как произошло с венграми.
world_jewellery
Jul. 8th, 2016 08:35 pm (UTC)
но про балто-славянские языки лингвисты тему только развивают)) надеюсь, в связи с бумом генетических исследований будет все больше интересных сведений))
lik_mi
Jul. 8th, 2016 08:46 pm (UTC)
В 80-е годы прошлого столетия тема балто-славянского единства преподносилась как официально признанная гипотеза у нас на филфаке. А литовский признавали самым близким к санскриту. С тех пор многое изменилось...
world_jewellery
Jul. 26th, 2016 04:41 pm (UTC)
у меня сложилось впечатление, что эта теория остается актуальной) без патетики только)
lik_mi
Jul. 26th, 2016 04:48 pm (UTC)
В Латвии - нет, гипотеза не поддерживается.
Разве что параллельное развитие из праязыка, общего для континента, если таковой имел место быть.
world_jewellery
Aug. 2nd, 2016 10:24 pm (UTC)
тоже вариант)) мне сейчас нравятся теории Вяч. Вс. Иванова, с удовольствием его читаю и слушаю))
lik_mi
Aug. 3rd, 2016 12:09 pm (UTC)
В своё время попадались его работы. Сейчас посмотрела и провела полночи, читая - что ж ты со мной делаешь, Марина:)))
world_jewellery
Aug. 4th, 2016 09:41 pm (UTC)
:)) с ним много видео - много интервью, передач и научных и автобиографических)) он дружил с Лотманом из Тартуского университета
livejournal
Jun. 15th, 2016 11:29 am (UTC)
Ритуальные чаши, ритоны, патеры и другие священные сос
Пользователь x4l сослался на вашу запись в своей записи «Ритуальные чаши, ритоны, патеры и другие священные сосуды» в контексте: [...] сету "суур сылы", формой напоминающие женскую грудь. Об украшениях сету писала здесь [...]
livejournal
Jun. 16th, 2016 03:36 am (UTC)
Ритуальные чаши, ритоны, патеры и другие священные сос
Пользователь bykovvg_1952 сослался на вашу запись в своей записи «Ритуальные чаши, ритоны, патеры и другие священные сосуды» в контексте: [...] сету "суур сылы", формой напоминающие женскую грудь. Об украшениях сету писала здесь [...]
livejournal
Jun. 16th, 2016 05:17 pm (UTC)
Ритуальные чаши, ритоны, патеры и другие священные сос
Пользователь uchitelj сослался на вашу запись в своей записи «Ритуальные чаши, ритоны, патеры и другие священные сосуды» в контексте: [...] сету "суур сылы", формой напоминающие женскую грудь. Об украшениях сету писала здесь [...]
livejournal
Jun. 17th, 2016 04:47 am (UTC)
Ритуальные чаши, ритоны, патеры и другие священные сос
Пользователь 3d_shka сослался на вашу запись в своей записи «Ритуальные чаши, ритоны, патеры и другие священные сосуды» в контексте: [...] сету "суур сылы", формой напоминающие женскую грудь. Об украшениях сету писала здесь [...]
( 42 comments — Leave a comment )

Profile

кольца
world_jewellery
Украшения мира

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com